Что нужно, чтобы и нам исполниться Духа Святого, подобно апостолам?

Проповедь прот. Виктора (Бурбелы), настоятеля Свято-Преображенского храма в день Пятидесятницы 4 июня 2017 г.

При наступлении дня Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. (Деяния. 2:1-21).

Итак, сегодня мы с вами празднуем день сошествия Святого Духа на апостолов и на каждого человека, верующего во имя Христово. И только что мы с вами прочитали вторую главу книги Деяний апостольских, где дословно описаны евангелистом Лукой события, которые происходили. 

Можно сложить некую цепочку последовательности событий. После своего Вознесения Господь Иисус Христос повелевает своим ученикам не отлучаться из Иерусалима для того чтобы принять обещанного от Него утешителя, который должен был наставить их всему и напомнить о том, что говорил Христос. 

И когда они находились в комнате, все двери были заперты, ибо страх перед иудеями был еще силен. Апостолы, боясь преследования, собирались на молитву тайно. И в один такой день, когда они были собраны все вместе, и с ними была и Божия Матерь, сделался большой шум, некое необычное природное явление, и явились языки пламени, как бы разделенные, и они как бы остановились над головами каждого из апостолов, и апостолы исполнились Духа Святого. И это проявилось в том, что они потеряли страх преследования. Они вышли к народу, который собрался к их дому, потому что видел всё, что происходило: шум ветра и это необычайное явление природы. 

В те дни множество людей собралось, поскольку иудеи праздновали Пятидесятницу, это был великий праздник иудейский — в воспоминание получения Моисеем 10 заповедей на Сионской горе, и для иудеев это был ветхозаветный большой праздник, в который они все собирались в Иерусалимский храм. И множество народа, пришедшего в Иерусалим, и жители самого Иерусалима, слышавшие и видевшие необычные явления, собрались к тому дому, где это всё происходило.

И апостолы, исполненные Духа Святого, вышли безбоязненно к людям и начали проповедовать Христа распятого, Христа умершего, Христа воскресшего, Христа, вознесшегося на небо, Христа — Мессию и Спасителя мира. И проповедовали они на разных языках, так, что все собравшиеся представители разных народов могли слышать эти слова каждый на своем наречии. Апостолы исполнились премудрости, и из простых рыбаков они превратились в людей, которым дано изведать Тайны Божии, Тайны Царствия Божия. 


Дух Святой говорил их устами. И множество людей, которые слушали, уверовали во Христа. А кто-то из них сомневался, и спрашивали друг друга, разве это не люди из Галилеи, разве это не рыбаки галилейские, которых мы знаем, откуда у них эта премудрость, откуда слова премудрые у них и это знание? Но слыша такие сомнения, Пётр вышел к этим людям и говорит: не смущайтесь, не удивляйтесь, потому что это именно те люди, которых вы называете галилеяне, они сегодня проповедуют вам Истину, изливающуюся благоволением Духа Святого. И проповедовал о Христе, изъяснял их пророчества ветхозаветные о Христе, о Мессии. И спросил народ у Петра, что нам делать, чтобы стать верующими во Христа. И сказал Пётр, обратившись ко всем, пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа в покаянии грехов, и примет дар Святого Духа. И в этот день крестившихся, только по записи апостола Луки, свидетельство которого мы читаем в Библии, было около 4000 . И это только те, которые упоминаются. И уверовавших во Христа было множество из всех родов и изо всех стран иудейского расселения, которые пришли на праздник в Иерусалим. 
И множество римлян, которые тоже были там, также уверовали во Христа. Вот такое событие удивительное произошло, которое повлияло на все человечество и имеет глобальное значение в нашей с вами жизни до сегодняшнего дня. Ибо это событие показывает, что не собственным умом, не собственным рассудком дано человеку познать Бога и вникнуть в Божественные Тайны, а только кому будет дано, открыто благодатью Святого Духа. А для того чтобы принять эту благодать, по слову апостола Петра, нужно всего лишь покаяться в своих грехах, креститься Во имя Христово в покаянии этих грехов, и Дух Святой сойдёт на каждого человека. И плодами схождения Духа Святого на каждого человека понимается то, что человек становится способным понимать божественное предание, слово Божественного Писания, он начинает мыслить разумно, духовно, он начинает видеть свою жизнь вперёд, начинают пророчествовать о своей жизни. Этими плодами дара Святого Духа является мудрость, знание. 

А если прочитать первое Послание к коринфянам апостола Павла, то можно к даром Святого Духа отнести еще и дары священства, дары знания, дары учительства, дары исцеления, дары пророчества, и самый главный и большой дар Святого Духа — это дар любви, то есть дар познания самого Бога, ибо Бог есть Любовь. И через эти дары мудрости человек приходит к познанию Бога, по мере своего стремления, и тогда очищается его ум и наполняется Божеством, то есть любовью, и человек становится способным исполнить заповедь любви к ближнему, любви к Богу, а значит, становится подобным своему Творцу. Это есть великая тайна, простая и откровенная для нас. Но принять такие дары Святого Духа может только тот, кто представляет из себя сосуд достойный, и только тогда возможно понять Бога. 

Сегодня мы называем этот день праздником Святой Троицы, ибо третья ипостась Бога — Дух является сегодня человеку и пребывает, по слову Христову, во все дни до скончания века в Церкви, основанной Христом. То есть между каждым верующим во имя Христово пребывает Святой Дух. И этот день Святой Троицы, когда мы отмечаем праздник Единого Бога в трех лицах, славимого и поклоняемого Отца и Сына или Святого Духа, которые не слитно и не раздельно, единосущно и животворяще наполняют нашу Вселенную и всё, что сотворено, смыслом и жизнью, ибо источником жизни является Бог. 

Как познать, что Бог един в трёх лицах? Это загадка для человеческого ума. И прежде чем размышлять над пониманием Святой Троицы или для того чтобы уяснить Ее для себя , надо сделать для себя очень важное замечание , что мы пытаемся осмыслить Творца, Альфу и Омегу , начало и конец всего, то есть мы пытаемся осмыслить не нечто, что происходит или происходило, или будет происходить, а нечто, что было, есть и будет всегда, нечто фактическое. Мы пытаемся осмыслить то, что было до нас, до появления наших мыслей, и то, что будет после нас и после нашего сознания. Мы пытаемся осмыслить пучину и бездну фактов, не гипотез, а фактов, и поэтому применительно к познанию Святой божественной Троицы наши гипотезы и допущения всякие недопустимы, ибо это есть законы нашей жизни, законы Вселенной это есть законы существования, это есть Бог вечный, неизменяемый Себе, и поэтому познавая Бога, мы познаём истину одну за другой. 

Величайшая Тайна Святой Троицы может быть познана человеком прекровенно, в меру своей возможности вместить, в меру своего благочестия и чистоты разума и жизни. В полноте тайны Пресвятой Троицы познать невозможно.  Потому что если кто скажет, что он познал в полноте тайную Пресвятой Троицы, значит он вошел в Божественное бытие, ибо познать Божественное бытие может только тот, Кто был и есть в Нём. Никто не видел Отца, только Сын единородный, который в недрах Отчих Он явил миру Отца, и сегодня является миру Дух Святой. 

Бог Отец, Бог Сын, который предвечно рождается от Отца, и Бог Дух Святой, который предвечно исходит от Отца, является единым и единственным Богом, живым, существующим и содержащем всё во Вселенной в Своей власти. Какое это рождение? Конечно, не такое, как мы рождаемся. Какое это исхождение? Конечно, мы не знаем. Тайна это великая, и к этой тайне можно прикоснуться только при благочестивой жизни. 

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя по этому поводу, говорил, каждому человеку, крестившемуся во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца и Сына и Святого Духа, как заповедал сам воплощенный Бог Слово Христос, каждому даётся  дар Святого Духа, дар познания Бога, но этот дар бывает сокровенным от человека, он как бы бывает не видим для самого человека и не ощутим тогда, когда у человека присутствует маловерие и обладает им страсть. Для страстного  и маловерного человека не то, что сознание самого Бога, а познание своей веры становится крестом и бременем неудобоносимым, и тягостным, и невозможным. И под этим бременем падает человек в бездну греха, заключается в тьму неведения, непонимания, и поэтому перестает что-либо делать для своей веры. И идёт по этой жизни как слепой, имеющий глаза, как человек незрячий, имеющий поводыря, но игнорирующий этого поводыря, и на ощупь идёт прямо в ад, где будет плач и скрежет зубов для тех, кто бессмысленно прожил, для тех, кто проигнорировал жизнь и Слово Жизни, для тех кто слышал голос совести, и заглушил его голосом своей гордыни, эгоизма и безрассудности. 

Дары Святого Духа возрастают в человеке в плоды Святого Духа. А плоды эти, по научению апостола Павла, есть любовь, благость, мир, долготерпение, кротость, вера, воздержанию, и для них нет закона, потому что тот, кто Христов, плоть свою распинает со страстьми и похотьми для того чтоб очистить её, как огнем выжечь эту страсть, и очистившись, стать, по слову апостола, вместилищем и храмом Духа Святого. 

Разве не знаете, что ваши тела — дом Божий и Дух Божий живет в вас. Но Дух Божий имеет  возможность жить в нас только тогда, когда приходя в наш храм — в нашу душу, находит эту храмину, эту комнату очищенную, выметенную, убранную от греха и скверны, находит двери отверсты для входа Божья. Находит человека, с распростертыми объятиями встречающего своего Творца, как родных отца и матерь, с любовью приглашающего в свою жизнь. 

Дарjv Святого Духа является то, что человек, вразумлённый верой и знанием, посредством покаяния и богопознания, научается добродетели и становится примером для других, он становится проповедником жизни вечной, проповедником Святой Троицы, проповедником Бога уже здесь, в этой жизни. И тогда каждое его слово является словом пророчества, и не надо ему задумываться, что говорить или что отвечать, потому что даже если будете ведомы на суд, Дух Святой наставит вас, что говорить. А мы очень часто пренебрегаем этим даром, и начинаем говорить о Боге, будучи преисполнены скверны, корысти, себялюбия, пороков и грехов, и дерзаем говорить о Боге. Множество людей в современном мире дерзают назвать себя величайшим словом "пастырь" и "учитель слова Божия", не имея чистоты сердечной и не имея действующих и процветающих даров Духа Святого в себе, посредством своей греховности, посредством своей безрассудности, гордыни, отлучивших его от истинного Тела Христова. 

Может ли человек сам от себя пророчествовать? Господь наш Иисус Христос многажды учил своих учеников и апостолов, давал им власть исцелять всякую болезнь в людях, давал им власть над духами нечистыми. А после своего Воскресения Он дунул на своих учеников и сказал примите Дух Святой, кому вы оставите грехи, тем грехи простятся, а кому не оставите грехи, тому и не простятся ни здесь, ни в будущем веке. Власть дана апостолом учить через излияние Духа Святого, через нисшествие огненных языков, видимое для человека и невидимое нисхождение Духа Святого на сердца и умы апостолов, и на души их, потому что Бог есть Дух, а  Дух дышит, где хочет. И Новый Завет говорит нам, Христос говорит, что прежде чем говорить о Христе, надо получить дар Святого Духа, надо возгреть  дар Духа Святого, данный нам при крещении, прежде чем свидетельствовать о Нём, чтобы не говорить о каком-то Боге чуждом, неизвестном для нас. А чтобы Бог, действующий в нас, сам открывал Себя через наши уста, через наши поступки и нашу жизнь. И так было не только в Новом Завете, но и в Ветхом Завете, до пришествия Христова. Не всякий был пророком, не всякий был свидетелем Бога живого в израильском народе и среди язычников, среди грешников для обращения, но тот, кого Бог призвал. 

Вспомним пророка Исайю, простого молодого парня. Он в 740 году до Рождества Христова зашел в храм Иерусалимский и увидел себя на небе, и увидел сидящего на престоле, высоком, сверкающем молниями, Господа Саваофа, окруженного неизвестными для него созданиями, которых он назвал херувимами, у которых было шесть крыльев: двумя они летали, двумя закрывали ноги, а двумя закрывали лица, чтобы при созерцании Божества не стать несуществующими. Увидев это, он услышал глас вопиющих херувимов и серафимов и других ангелов, говорящих: свят, свят, свят Господь Сущий, исполнены Небо и Земля Славы Его. И Исайя упал ниц пред престолом Божиим, и ужасался. И говорил сам в себе: как я увидел Бога живого,  сидящего и презирающего бездны? Ведь я человек грешный, уста мои исполнены нечистоты, и там, где я живу, и все и всё, окружающее меня, исполнено нечистоты. И тут ангел взял из алтаря с жертвенника, откуда исходил благовонный дым, уголь и прикоснулся к устам Исайи и сказал: вот, очистилось естество твое, очистились грехи твои прикосновением благодати Божией. И услышал глас Сидящего на престоле: кого пошлю свидетельствовать обо Мне, кто пойдет для Нас? 

Именно так: кого пошлю, в единственном числе, от Себя, и потом говорит во множественном числе, кто пойдет для Нас? Божественная Троица являлась еще тогда прекровенно простому человеческому сыну Исайи. И Исайя воскликнул: вот я, Господи, пошли меня. И пророк Исайя, исполненный Духа Святого, пророчествовал, не то, что он осмыслил, не то, как он процитировал Библию, не то, как он ее пережил сам, а то, что ему было открыто посредством нашествия Духа Божия, благодати Божией, которое стало возможным только после очищения его. 

Поэтому мы все христиане, помня, что дары Святого Духа и третья ипостась Святой Троицы всегда пребывает с нами, должны знать, что ничто для нас невозможно: и исцеления, и пророчества, и возможность говорить на других языках нам возможно. И это не миф. Для этого нужны только наша твердая вера и наше благочестие, которое искоренило бы страсть. 

В современном мире не так давно в Антиохийской Православной Церкви, которая включает в себя многие страны Африки, там, где еще идет миссия о Христе среди племен, среди людей, по нашим меркам, неграмотных, образовалась некая духовная семинария. Туда брали ребят, которые хотят просвещать эти племена словом Божиим. И по окончании семинарии, после того, как в процессе обучения им показали красоту православия, у них не рукополагают в священники, как у нас, потому что у них нет еще такой паствы, им говорят: вот вы узнали о Боге, теперь идите домой, и там живите,  и если вы то, что узнали, примените себе во благо, то обретете свою паству, и многие, кто будет видеть твою жизнь, поверят тебе. 

И вот один из таких молодых ребят пришел в свое языческое племя и много лет рассказывал им о Христе, читал им Евангелие, но они все не верили. И однажды он, отчаявшись,  просил Бога: Господи, надели меня возможностью совершения таких чудес, которыми ты исполнил своих апостолов. И пришел он снова проповедовать к своим соплеменникам, но они ему сказали: вот у нас сейчас засуха, и у нашего скотоводческого племени нет воды, животные наши погибают, вот ты говоришь, что Бог твой все может, пусть сделает здесь источник воды. И отчаялся этот юный проповедник, потому что не знал, послушает ли его Бог, но верил и молился до тех пор, пока не заснул. А проснулся утром оттого, что его разбудили его соплеменники, и вдруг понял, что лежит он в луже воды. И люди, которые стояли здесь, с великим трепетом и ужасом, и удивлением стояли, и стали требовать, чтоб он их скорее крестил, ибо, говорили они, мы увидели твои слова, пришедшие в силу. 

Апостолы точно так же Духом Святым творили чудеса. Нам же, просвещенным благодатью и знанием, не нужны эти чудеса, потому что главное чудо — это чудо перемены в нашей жизни, чудо преображения жизни светской и жизни духовной, чудо осмысления смерти не как конца, а как периода жизни, чудо, что ты можешь ощущать плоды даров Святого Духа, данных тебе после Таинства Миропомазания при Таинстве Крещения после прощения грехов. 

Но очень часто мы приходим в храм. просим Бога и не получаем ничего. Мы приходим домой, часто молимся Богу и прочитываем книги, но наше осознание Бога и откровение о Нём не превосходит то, что было раньше. Часто мы молимся о больном, а больной не исцеляется. Почему нет плодов Святого Духа в нас? Да потому что мы маловерные. И не достойные, не очищенные настолько, чтобы исполниться результатом деяния Духа Святого. Правда ли я говорю? Эта правда проверяется очень просто. Среди нас есть такие, которые словом исцеляют, творят чудеса и по водам ходят и после смерти не истлевают, смерть даже не властны над этим. Часто таких людей мы встречаем в монастырях и бежим за ними и говорим восторженно: старцы, старцы! А отличие этих старцев от нас только одно: они дали возможность Духу Святому произрасти в великое древо в них сами, они очистили свои мысли настолько, что это стало происходить естественно для них, их маловерие превратилась в небытие, а вера стала действенным общением с Богом, дающим возможность общаться с невидимым миром как бы с видимым, дающим возможность видеть наши души сквозь оболочку нашего тела, дающим возможность видеть нашу жизнь сквозь призму всего того, что нас окружает. 

Сегодняшний день сошествия Святого Духа на апостолов надо помнить каждому, ведь таинство печати дара Духа Святого на нас. Каждый способен стать богоподобным, хотя бы для того, чтобы понимать своего Бога, разуметь Его Тайны. А для чего нужно разуметь? Чтобы не прожить свою жизнь праздно, а чтобы осмысленно. Чтобы прожить свою жизнь и душу не погубить, и родных, которые тебя окружают, не привести в геенну огненную, но к свету вечности Божества, который просвещает всякого человека грядущего в мир. Аминь