Чему учит нас чудо исцеления расслабленного, который 38 лет пролежал у воды купальни Дома милосердия?

41140.pПроповедь, произнесенная прот. Виктором (Бурбелой) 22 мая 2016 г.

Сегодня – праздник Святителя Николая Чудотворца, святого пророка Исайи, которые припали на 4-е воскресенье по Пасхе, но прежде всего я хотел бы сегодня поговорить о евангельском чтении, которое звучало за богослужением в этот день. 

Каждый год читается этот отрывок из Евангелия, также мы слышим его часть всякий раз во время освящения воды, но сегодня это Евангельское чтение более подробное. 

Итак, в Евангелии от Иоанна (5: 1-15) говорится следующее: «…был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

Почему Господь исцелил именно этого человека, одного из многих?

Это произошло на второй год общественного служения Иисуса Христа. Он посетил место Вифезда, то есть «Дом милосердия». Это была купальня, она имела 5 пристроек, в которых находилось много людей, они были больны, страдали различными недугами, и все они ждали чуда явления Ангела, который возмущал воду в этой купальне, и кто первый заходил в нее, сразу же выздоравливал, чем бы ни болел. И когда пришел туда Иисус, то увидел человека, который был парализован в течение 38 лет. То есть большую половину своей жизни. И вот подошел Иисус к нему и спросил, хочешь ли ты быть здоровым. Тот ответил: хочу? но нет человека, который бы помог мне после возмущения воды бросить меня в эту купель. Так он пролежал много лет. И вот Иисус говорит ему: возьми одр свой, то есть постель, на которой он лежал, и ходи. Человек, который лежал, был настолько безнадежным для окружающих, что у него не было человека, который ухаживал бы за ним, который бросил бы его в воду. 

И вот он услышал слова: бери постель свою и ходи. Что означают эти слова для человека, который привык, что он лежит? Он не сомневается в этих словах,  а воспринимает их со всей полнотой своей веры. Он не задает никаких вопросов, а как это будет, а когда это будет, а вода же не возмутилась Ангелом, он встает и начинает ходить и радоваться. 

И вот иудеи, в частности  саддукеи и фарисеи, которые в точности соблюдали букву закона Моисеева., стали его упрекать в том, что он нарушает субботу. В этот день была суббота, а по закону Моисея это был обязательный день покоя, и правоверные иудеи не должны были совершать дела, которые бы утомляли, а носить постель – это утомительное дело. Нельзя было даже делать излишнее количество шагов в субботу. И вот блюстители соблюдения закона упрекают исцеленного, почему он нарушает субботу. Они не спрашивают, кто его исцелил, ведь наверняка они знали этого человека, все же он 38 лет пролежал в месте, куда приходили очень многие (кто-то приходил к родственникам, кто-то из любопытства, чтобы поглазеть на совершение чуда, кто-то за исцелением), и чтобы кто-то в городе не знал этого человека, это маловероятно. Наверное,  все уже знали в лицо всех, кто там долго находился, из года в год приходя туда, видели много болящих, слепых, хромых, сухих.

Однако же они не спрашивают его о том, кто его исцелил, а спрашивают, что ты тут прыгаешь в субботу?
А он действительно был в радости, и отвечает в порыве, чтобы привлечь всеобщее внимание к своему целителю, врачу и искупителю, говорит: человек, который исцелил меня, тот мне сказал взять мою постель и ходить.  У него даже не возникло сомнений: раз Он исцелил меня, значит Он имеет власть сказать такие слова. Ибо безнадежная была его болезнь. И спросили его иудеи, а кто этот человек? Он не знал Иисуса и не мог ответить им. Потом, когда уже прошло немного времени, находясь в храме Божьем, он встретил там своего целителя, подошел к Нему и кланялся ему в ноги. Иисус же сказал ему: смотри, больше не греши, чтоб тебе не было чего хуже. И когда человек в храме узнал, что тот, кто его исцелил, этот Иисус, он в радости побежал к иудеям, чтобы возвестить им об этом. 

Удивительный отрывок этот, впрочем, как и все Евангелие. Очень много важных вещей из него мы можем почерпнуть для себя, здесь есть ответы на множество вопросов, которые волнуют нас в современной жизни. Один из первых вопросов такой: Иисус пришел в купальню, где было множество больных, но почему Он исцелил только одного, по крайней мере, в Евангелии не написано, что Он пришел в купальню и исцелил сразу всех? Он подошел к одному человеку, и этот человек не сомневался, он не задавал лишних вопросов, а как же может такое произойти, а как же 38 лет болезни, а как же ноги, а как же все остальное, он просто встал, взял постель свою и пошел, как велел ему Иисус. Это говорит о том, что этот исцеленный был выбран Иисусом не случайно, выбор был не слепым, выбор был по вере этого человека. По-видимому, вера в Бога, вера в исцеление, и, наверное, смысл и образ жизни этого человека, не смотря на его 38-летний паралич, отличались от остальных людей, которые там лежали. Потому что когда он услышал слова Иисуса, чтобы он вставал, он был готов услышать эти слова, был готов встать и пойти.  Хотя за 38 лет болезни он давно уже понял свое, казалось бы, безнадежное положение, что сколько бы вода не возмущалась, он не сможет дойти до воды, потому что не имеет помощника, человека, который ухаживал бы за ним или мог бросить его в воду. Конкуренция была слишком велика.

Но его вера говорила ему о том, что у Бога все возможно. И эта вера не заставила его быть в другом месте, которое было более спокойным, более комфортным для такого больного человека. Он там лежал, терпя утеснения, недуги и немощи, которые были большими, чем у других. Но он обладал верой, и вера его была настолько велика, что у него было внутреннее осознание и какое-то личное отношение к этой болезни, что не мешало ему верить в чудо, причем, настолько, что его вера сделала возможным принять это исцеление.
Конечно же, вопрос очень глубокий и серьезный. И Святое Писание богодухновенных евангелистов не случайно подчеркивает, что было именно так, ибо написавшие Евангелие были движимы Духом Святым. Значит, и этот отрывок из Евангелия был написан для объяснения нам того, что человек, который желает исцелиться, должен продолжать верить в любой стадии своей болезни. 

Изначально люди не были подвержены болезням

Но как происходит в современной нашей жизни? Мы все время сталкиваемся с болезнями, если не со своими, то с болезнями родственников, не дай Бог, детей, чаще родителей. С возрастом болезни усугубляются и немощи естества становятся более явными. И, конечно, скорбь приходит в сердце человека когда он болеет. И все ценности мира сего и своего собственного ума теряют значимость в приблизившейся болезни. Но эта болезнь имеет свои причины. 

Из Библии мы знаем, что изначально люди  в лице нашего предка Адама не были подвержены болезням. А что же стало причиной болезней? Своеволие, пребывание человека не в воле Божией – это стало причиной болезней. И такое впечатление, что со временем болезни усиливаются. Болезни были всегда и во всех народах, потому что человек стал в большей степени частью этого тварного мира, чем частью Бога. Находясь в Раю, он был больше Божий, но здесь на земле, в изгнании, он забыл о Боге и стал больше не Божиим. Не по составу своего тела или вещественному сложению своего человеческого естества, а по духовному наполнению.  

И здесь последние слова  этого евангельского чтения о том, что когда Иисус встретил этого исцеленного человека и сказал ему, больше не греши, подтверждает мысль о том, что все-таки болезни бывают и от греха.  
Очень важно осмыслить, что собой представляет грех. Грех – это то что  разграничивает человека и Бога. Поэтому если ты грехами выстроил как из кирпичиков стену между собой и Богом, то сколько бы не просил об исцелении, твое прошение не будет слышно в полный голос, потому что ты просишь об исцелении, но продолжаешь строить стену между тобой и Богом. Дальше продолжаешь жить прежней жизнью, даже не задумываешься о том, как сделать так, чтобы Бог тебя услышал. Вот ты – Господь вездесущий и все наполняющий, ты все слышишь, поэтому, пожалуйста, исполняй мою просьбу, потому что я вот нашла (или нашел) время Тебе помолиться. Действительно, в этом есть правда, Бог все видит, даже не содеянное еще в жизни твоей. Как написано в молитвах перед Причащением, все, даже капля слезная, даже часть капли слезной, и то Ты уже знаеш и понимаешь смысл ее. Бог все видит. Но вот эта стена грехов говорит Ему не только о том, что человек желает исцелиться, но и о том, что человек желает исцелиться не для Него, не для собственной души, не для жизни вечной. Он хочет исцелиться, потому что хочет лучше жизнь, и жить здесь и сейчас, не где-нибудь после смерти, с Богом, которого он не видит, а немедленно и здесь, вот и требует  исцеления. 

Когда Бог слышит воздыхание, то Он скорбит вместе с этим человеком, ведь Он создал человека не для муки, не для страданий и болезней, чтобы нам плохо было, чтоб мы умирали, но это стало следствием нашего греха. И как ни парадоксально это звучит, болезнь во многих случаях является лекарством от греха. Вот настолько мы с вами, земные люди, ушли далеко от Бога, что престали осмысливать Бога как источник добра, здравия и благоденствия земного. Мы Бога вывели за порог нашей здешней жизни и отводим Ему место только в духовном. Мы перестали верить в такое понятие, как чудо. Чудо внутри себя, чудо вокруг себя, а если видим это чудо, то сразу начинаем от нашего маловерия сомневаться, и сомнения приводит к бессмыслице, а бессмыслица к греховной жизни, и человек ставит целью прожить жизнь свою так, чтобы больше ухватить или философия существования нацелена на удовлетворение каких -то иных земных вещей или ещё хуже греховных страстей. 

Болезнь – лекарство от греха

Но вот парадокс: болезнь является лекарством от греха. Как это может быть? А дело в том, что когда человек начинает болеть, он начинает думать, он уже думает, не так, как обычно. Обычно его голова занята мыслями о том, как поступить в университет, как найти хорошую работу, как бы на этой работе больше денег заработать, а кто-то думает, как бы побольше украсть, кто-то уверен даже, что все для них, и главная задача – найти метод, как это все взять себе. Вот о чем думают, думают, думают. И уже от таких мыслей голова болит, уже никого не видят, уже перестали им быть интересны и дети, и родственники, и все только думают и думают, а потом раз – и болезнь. И человек в этой болезни уже начинает думать по-другому. Он начинает понимать, что вот это все, к чему он стремился, это ему не нужно, ведь он заболел. И ему уже всего этого не хочется, потому что он этого не использует. Оно не принесет радости, может быть, лишь сиююминутное наслаждение плоти, но постоянной  внутренней, духовной, душевной радости не принесет. Услаждение – да, какую-то радость временную – может быть, счастье – ну, какая речь о счастье может быть, когда человек болеет? 

Но как же грех лечится болезнью? Когда человек начинает переоценивать свои ценности, тогда он начинает меняться. Его перемены начинаются с ума, с его внутреннего человека. Вот к чему он начинает стремиться? Для чего Христос пришел на землю и к чему призвал всех? К внутренней перемене. К правильной оценке жизни. Не только жизни внешней, но и жизни духовной. За это Его и распяли, потому что все хотели, чтобы Он говорил о внешнем. Чтобы говорил о богатстве, чтобы Он стал царем, всех победил, сделал иудеев избранным народом, самым большим в мире, чтобы Он извергал молнии и громы, творил чудеса, чтобы ходил по воздуху, и исполнял все желания. За это и распяли, что Он этого не делал. 

Так же и сегодня мы изгоняем Бога из своей жизни за то, что Он не исполняет наших прихотей. Дай мне то, дай мне се, дай мне это. Но нужно ли это тебе, человек? Готов ли ты взять у Бога то, что просишь и не навредить себе? Не являешься ли ты маленьким ребенком, который рискуя своей же жизнью не понимает, зачем идет. Может быть ты наберешься опыта, осмыслишь этот мир по-другому  и тогда придет исполнение просимого? 

Вот так же и болезнь. Есть множество людей, которые болеют, и сколько бы ни молились, сколько бы ни просили, ничего не происходит. Но есть люди, которые болеют, и у них происходит чудо исцеления. Однако самое главное чудо, которое происходит у них, — они научаются воспринимать по-другому свою болезнь. Эта болезнь перестает им быть заслонкой. Есть и верующие люди такие, которые похожи на неверующих. Вот неверующий человек когда болеет и отчаявшись уже, вот всех врачей обошел, больше не у кого просить помощи, и начинает просить у Бога. И вот он просит-просит, килограмм свечек поставил уже в храме, просит, но ничего не происходит. И он начинает ставить ультиматум Богу: вот я тебе столько молюсь, прошу, а Ты мне ничего не делаешь. И такое отношение не дает человеку осознать, что Бог все-таки не джин из бутылки, который будет исполнять все твои желания при каждом потирании баночки. Он не будет исполнять твои желания, потому что ты пришел в церковь и требуешь срочно: так, записывай мои желания. Бог слушает человека только тогда, когда человек слушает Его. То есть в диалоге, а не в монологе с требованиями. 

Как только происходит этот диалог, происходит и осмысление человека этого мира по-другому, потому что Бог не говорит исключительно о вещах земных. Если бы Он говорил только  о земных вещах, то можно было бы поспорить, потому что мы видим что-то другое, но если Он говорит о вещах духовных, то что бы Он ни говорил, все Его слова, все евангельское чтение, они должны быть для нас ценны. Но мы ими редко живем. Они для нас непостижимы, потому что мы очень редко вокруг себя видим жизнь так, как говорил Господь. Но значит ли это, что надо отчаяться, больше не обращаться к Богу? Наверняка нет. Но это говорит о том, что если ты чего-то просишь у Бога, то нужно осмыслить, кто такой Бог, чего Он хочет от тебя и хочет ли вообще чего-то от тебя. 

И когда человек начинает так осмысливать, он понимает, что Бог не хочет от человека, Он хочет для человека, и хочет для него жизни вечной. Когда человек приходит к понятию о жизни вечной, тогда, наверное, он задумывается: если жизнь вечная – это смерть, значит, смерть прекращает и болезни. Но если при этом отречься от Бога, то даже если изобрести такой эликсир, чтобы человек вечно жил этой земной жизнью, как человек будет жить? В первую очередь, в грехе, потому что если нет Бога, то некого бояться человеку, и кто из нас посильнее, похитрее, поумнее, побогаче, тот и будет жить, а всех остальных сделает своими рабами, так или иначе, потому что не захочет человек делать  дела милосердия, ибо человек сам себе – бог. Поэтому безумием является то, что человек забывает слова Господа: человек ты персть земная, земля! И дает человеку болезни, чтобы он осмыслил все-таки, что он – земля. И рано или поздно он туда, в эту персть, возвращается. Хочет он этого или не хочет, но он пойдет в ту персть земную, из которой взят. А пойдет зачем? А для того, чтобы сделать благо для человека, перерождая своим воскресением естество человеческое, смертью умерщвляя грех, и смертью смерть побеждает, своей смертью крестной, и своим воскресением Он указывает нам смысл. И смысл в том, что все-таки болезнь – это наказание. Как мы в сегодняшнем евангелии слышали, не твори больше, чтобы тебе чего хуже не было. А что может быть хуже, чем паралич в течение 38 лет? А хуже может быть только геенна огненная, поэтому Христос его предупреждает не о том, что он сейчас пойдет и заболеет какой-то болезнью, хотя это тоже возможно, но он указывает: человек ты получил здоровье, и поэтому утратил страховку, вот когда ты был больным, ты смирялся, и ты не грешил, но если ты сейчас выздоровел и будешь жить, как эти грешники, то ты получишь еще хуже. Вместо радости телесной получишь муку вечную. Там, где будет плач и скрежет зубов. 

Почему Бог не исполняет просьбы?

Очень часто Бог не дает человеку исцеление. Не отвечает ему на его молитву об исцелении, потому что человек не готов к этому исцелению, потому что, получив исцеление, человек будет грешить, и этот грех принесет ему больше вреда, чем эта телесная болезнь принесла ему вреда телесного. И качество жизни у человека ухудшается при болезни, телесное качество жизни, психологическое, которое заключается в том, что тебе хочется куда-то пойти погулять с родственниками, повеселиться, а ты не можешь, но оно не сравнимо с качеством жизни человека после смерти. Но вот этого понять человек не хочет. Мы с вами вообще не хотим принимать этого. Мы хотим здесь и сейчас хлеба и зрелищ, срочно.  Тысячи лет человеческой истории прошло уже, осознанной истории, записанной, но главный принцип этого безбожия не меняется: хлеба и зрелищ. 
Человек не хочет жертвовать своим бытовым комфортом ради духовного здоровья и ради счастья. Понятие счастья это все-таки больше духовное, чем бытовое. Состоит оно из того и из другого. Но если мы возьмем историю человечества, то больше счастливых людей мы находим среди тех людей, которые болели, скорбели, но которые умели жить в своем состоянии, имея надежду на Бога. А меньше счастливых людей мы находим среди тех, которые отвергали Бога, но имели все для жизни – бытовой комфорт, но это не приносило им главного смысла в жизни. 

Еще несколько моментов в этой истории. Человек 38 лет у этой купели и говорит, что нет человека, который бы ему помог. Представьте себе картину: 5 пристроек-галерей,  которые были заполнены больными людьми. Наверняка с ними были там и те, кто помогал им. Недаром это место называли Домом милосердия, то есть там им оказывали милосердие, наверное, там их кормили, иногда помогали какую-то милостыню им там совершали, раз они там жили, и даже были такие, которые ухаживали. И тут человек говорит, что некому его бросить в купель. Вот вам еще одна причина болезни. Некоторые люди болеют, чтобы мы с вами имели шанс спастись. 
Бывают такие случаи, что заболел кто-то из родственников, и человек не хочет помочь, он начинает искать других родственников, любые другие способы, чтобы найти кого-то ухаживать за этим человеком, это, действительно, тяжело ухаживать за больным человеком. Но это такая должна быть осмысленная позиция! Если ты работаешь, это одна история. Если ты помогаешь человеку жильем, питанием, то ты должен все это сделать , ты можешь тогда помочь. Но если ты в праздности проводишь свою жизнь, и не хочешь помочь близким, то это, может быть, ты упускаешь шанс, который тебе Бог дает? Страданиями ближнего Он пытается образумить тебя.

Если он видит что ты не можешь потянуть такой крест, как болезнь, то он не дает ее тебе, потому что ты сейчас под этим крестом упадешь, и погибнешь под ним не только физически, но и в духовном плане, в отчаянии, унынием захлебнешься, и в безумии будешь проводить свою жизнь. Но когда Он дает где-то среди родственников, среди близких, это, наверное, шанс. А какой шанс? А шанс быть милосердным. То есть другим путем прийти в Царствие Божие – быть милосердным. 

И один из главных примеров в подтверждение этого является жизнь Николая чудотворца, память которого мы сегодня празднуем. Вот осознайте только, когда человек жил, сколько веков прошло с тех пор, более полутора тысячи лет, а мы обращаемся к нему, как к живому. Как мы его любим, если мы его лично не знали, в глаза не видели? А мы стоим в храме и молимся святителю Николаю, и мы ощущаем его помощь, как будто кто-то из здесь стоящих помог. Как же он прожил свою жизнь? Отчего это происходит? А именно оттого, что он был милосердным. В его житии мы читаем об этом. Если видел людей, которые требуют его помощи, он помогал всем, даже в ущерб себе, своему бытовому комфорту, своему богатству. Узелки золота побрасывал человеку только затем, чтобы он не отдал на грех своих дочерей. Даже не только для болящих, не только для тех, кто скорбел, но даже для тех, кто еще не совершил грех, чтобы упредить. Вот что значит истинное милосердие. 

Что дает человеку милосердие?

Когда мы сморим по сторонам и видим множество людей, о чем мы думаем? Мы в основном видим только тех, кто может быть нам полезным, думаем, с кем нам надо дружить, кто нам может помочь, а кто не может помочь, то чего ж с тем общаться? Кто вкуснее готовит дома, к тому пойду в гости, а у кого и приготовить не из чего, то чего ж я к нему пойду? Еще и подарок надо нести. Но это на самом деле страшно. Надо смотреть по-другому, так, как Христос смотрел на нас, как смотрели святые, которые знали посыл Божий. Посмотрел вокруг и подумал: а чем я могу помочь? Я посмотрел и увидел взгляд, обращенный ко мне с мольбой или просьбой, и посмотрев  в эти глаза, я должен быстро принимать решение: кому-то нужно просто улыбнуться, и это уже помощь, а кого-то надо твердым словом отворотить от греха, кто-то нуждается в материальной помощи, для кого-то важно общение, а за кем-то нужно поухаживать в болезни, потому что больше некому. Вот тогда каждый из нас становится способным принять то, что ты просишь у Бога. То ли исцеление болезни, то ли еще что-то, потому что ты осмыслил свою жизнь правильно. Ты теперь не чувствуешь себя единственным здесь на планете Земля, и вся планета должна быть твоя, и все должны быть к твоим услугами, ты чувствуешь, что вокруг тебя есть люди, и эта планета не только твоя, но и их. И все, что дано тебе, дано и им тоже. И если тебе дано больше, то будь достойным этого большего. А будешь достойным большего ты только тогда, когда будешь способен это большее разделить с теми, кто имеет меньшее. И когда ты разделяешь, тебе больше прибавляется, потому что твое в этой жизни только то, что ты отдал. Ничего с собой ты не возьмешь, а все что ты отдал, возьмешь с собой: твои добрые дела, молитвы, благословение, благодарность тех людей, которым ты помог. Вот что пойдет с тобой в вечность. 

Когда же Господь будет судить всех людей, то скажет: «…придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли меня; был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34-40). Итак, в Царство Небесное будет призван каждый, кто сотворил дела милосердия, не с точки зрения, что мне надо от него, а с точки зрения, что ему надо от меня, ибо Господь сотворил людей для любви, ведь Он и есть Любовь . И пребывающий в любви, пребывает в Боге, а значит и в Царствии Его, а значит в правильном осмыслении. 

И обращаясь сегодня молитвенно к святителю Николаю, святому, которому мы часто молимся об избавлении от болезней и получаем исцеления, будем же молиться и о том, чтобы смотреть на эту жизнь и внутренними, духовными, очима, не только внешними. Зачем это нужно? А затем, чтобы понимать намного больше, чем мы сейчас понимаем. Есть вещи, которые для нас непонятны. Нередко люди говорят: мы приходим в церковь, и ничего не понимаем. И невозможно понять, пока ты будешь приходить в церковь как в музей, как в магазин, или из любопытства. Только когда ты придешь в церковь, чтобы посмотреть на себя и на этот мир так, как говорит Бог, по духовному, тогда ты увидишь, почему святитель Николай стал великим святым, и то, что каждому из нас дана такая возможность – быть святым. Каждый христианин призван к святости, это наша обязанность, ежедневная забота, необходимый труд –  быть святыми. 

А что значит быть святыми? Быть такими, как Бог, потому что Бог есть свят. А это значит, пребывать в воле Его, мыслить, как Он, и тогда наше осмысление мира поменяется. Оно будет таким же достаточным для жизни внешней, но оно будет таким же проникновенным для жизни будущей. Аминь.