Закхей в один момент превратился из безнадежного грешника в верного Богу

ZakkheiПроповедь прот. Виктора Бурбелы, произнесенная 14 февраля 2016 г.

«Во время оно Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10). Такое евангельское чтение мы слышали сегодня за Богослужением.

Итак, мы видим, что когда Иисус Христос приближался к городу Иерихону, то множество людей сопровождало Его. И был в этом городе человек по имени Закхей, который работал сборщиком податей, он был мытарем. Более того, он был старшим над мытарями, начальником. И благодаря своему положению, он имел негативное отношение к себе со стороны людей, потому что, как и прочие мытари, считался предателем своего народа, ведь мытари собирали в то время дань в пользу оккупантов, в пользу Римской империи. Римляне избирали из народа для служения на эту службу таких людей, которые отличались нелицеприятием, безжалостностью, потому что собирать подати с простого народа было сложно, надо было закрывать глаза на нищету, несмотря ни на что, нужно было забирать все, что есть, все, что было положено. Это были такие люди, которые, по сути, над собой не имели контроля, которым было дозволено многое, и, собирая дань, они не брезговали собирать и для себя богатство.

Как это часто бывает и у нас. Многие из нас имея какое-то положение, занимая определенную должность, используют свое служебное положение для того, чтобы обогатиться самому. Вот так было и тогда, по сути, ничего не поменялось.

Но вот этот человек, Закхей, видимо пришел в своей жизни к какому-то осознанию того, что что-то он делает неправильно, потому что когда услышал, что к городу приближается Иисус, он тоже хотел видеть этого Иисуса и слышать Его слова. Он пытался подойти поближе, но множество людей теснились вокруг Иисуса и не давали возможности подойти, чтобы что-то слышать или видеть. Поскольку Закхей был маленького роста, и, наверное, его сан не позволял ему между простыми людьми проталкиваться, он придумал другой способ. Он просчитал, какой дорогой идет Иисус Христос, побежал вперед, увидел дерево, которое стояло на пути, по которому должен был пройти Иисус, залез на это дерево и ждал.

И вот Иисус со своими спутниками идет мимо этого дерева, останавливается возле него и смотрит наверх на Закхея и говорит ему, мол, постарайся  быстрее слезть с дерева, потому что Мне сегодня надлежит быть у тебя в доме, хочу гостить сегодня у тебя. Вот Закхей перед лицом всей толпы слазит с дерева, бежит в свой дом, совершает приготовления, чтобы достойно встреть великого гостя Иисуса вместе с Его спутниками. И когда услышали об этом люди, многие начали роптать, и говорили, какой же это пророк, ведь он пришел к грешнику в гости, и с ним еще ест, пьет, как же он мог войти в дом грешника? Был бы он пророком, знал бы, что этот человек очень грешный.

Народ считал  мытарей грешниками, потому что, по сути, они таковыми и были. В первую очередь, потому что каждый, кто поступал на мытарскую службу, приносил жертву идолам, жертву римскому императору, воздавал поклонение ему. Ни единому живому Богу, а языческим богам, истуканам. Таким образом, в правоверном народе он считался не просто грешником, но еще и вероотступником, язычником. А понятие язычник считалось таким отрицательно нарицательным, даже оскорблением, если кого-то называли язычником. Помните, когда Господь говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, то пойди и обличи его…; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух свидетелей…; если не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17). То есть язычник и мытарь – это были самые крайние греховные состояния человека в том обществе.

Вот такой мытарь принимает Иисуса у себя в доме, и когда завязалась беседа, он вдруг встал посреди комнаты и, забыв о своей прежней жизни, забыв о своей работе, не заботясь о том, что о нем подумают люди, говорит: Господи, пол-имения, которые есть у меня, раздам нищим, и если я кого чем обидел, когда собирал подати, то всем раздам вчетверо больше, чем собрал. В этот момент Иисус говорит: вот сейчас пришло спасение в этот дом, и этот Закхей – сын Авраама, ибо Сын человеческий пришел в этот мир, чтобы найти и спасти каждого погибшего. 

И этот отрывок из Евангелия говорит нам о правильном покаянии. И  многие проповедники, святые отцы обращают внимание на то, что этот отрывок читается в преддверие подготовительных недель перед Великим постом. Церковь уже сейчас, за три недели до поста, вот такими примерами из Евангелия, напоминает нам основные моменты, которые требуются нам в преддверии и в продолжение Великопостного периода. Церковь напоминает нам о покаянии. Точнее, о решимости покаяться вот здесь и сейчас, а не потом и когда-нибудь. Эта решимость Закхея заключалась не просто в мыслях, не просто в словах, она проявилась решительном повороте своей жизни, в изменении жизненного уклада человека, в перемене всего, можно сказать, даже быта его. Потому что раздать свое имение, значит, изменить свой быт, повседневный привычный уклад. Раздать имение – это означает, что не будет больше ни слуг, ни наемных помощников по хозяйству. То есть изменение всей жизни произошло в момент покаяния Закхея.

Это покаяние всецелое, это то, к чему человек иногда стремится всю жизнь и не достигает, а иногда в один момент, как вот Закхей, в один момент покаявшись, сделал больше, нежели то, что многие всю жизнь делают. Искренне, решительно, деятельно.

Мы знаем другой евангельский пример, когда богатый законник пришел к Иисусу и спрашивал что нужно делать, чтобы войти в Царство Небесное. И когда ему сказал Иисус: то, что ты исполняешь заповеди, это очень хорошо, но к тому же продай свое имение и будешь совершенным. И он не смог этого сделать, потому что был очень богат. А Закхей смог, будучи богатым. Вот в этом разница. Один хотел и стремился, и понимал, что это надо, но не делал. А другой вроде бы и не собирался, но вдруг всем сердцем внутри осмыслил всю свою жизнь и сделал. 

Сегодняшнее евангельское чтение изображает жизнь человеческую как нельзя лучше. Каждый из нас растет и живет в таком обществе, которое выстроило свою парадигму воспитания человека, приходящего в этот мир, и когда мы оказываемся, например, в светском обществе, мы прекрасно понимаем, что мы должны перенимать то, что скажут старшие, те знания, учения, которые они нам передают. Нам говорят, что мы должны учиться, и мы прекрасно понимаем, что это правильно. Сначала учимся в школе, потом в высших учебных заведениях, чтобы получить работу, работу получаем, чтобы иметь пропитание, пропитание нужно иметь для того чтобы жить. И так жизнь каждого человека состоит из бесконечных целей, которые являются временными. Но нередко при этом мы забываем о главной цели нашей жизни. Ставя перед собой временные цели, забываем о глобальной конечной цели, к которой должны прийти. Ведь к чему стремится человек, то он и делает.

Живя в этом мире и не разобравшись с главной целью, для чего, почему, как и зачем все это я делаю, человек, бывает, прячется от ответа на этот вопрос за этими временными целями. Сначала за учебой, потом за женитьбой, потом за детьми, потом за работой, за карьерой, затем за внуками, за пожилыми родителями. Но приходит обязательно такой же момент, как у Закхея мытаря, и каждый человек понимает, что все то, к чему он стремился, не приносит больше ему внутреннего удовлетворения, не дает ответа на глобальный вопрос, а  зачем все это было. Вроде бы и надо было, но человек начинает понимать, что это не все, что надо было.  

Закхей наверняка был амбициозным человеком, он хотел иметь власть и деньги, хотел быть зажиточным. Может быть, как и многие из нас, изначально он хотел заработать денег, чтобы  помогать ближним, совершать какие-то благие дела, потом, когда начал зарабатывать деньги, подумал, а чего ж я буду сразу отдавать, лучше побольше заработать, и тогда больше будет возможность помогать людям. Но чем больше человек зарабатывает денег, тем больше грех становится его богом. Потом чем больше грех укореняется в человеке, тем меньше он понимает, зачем ему нужно помогать ближним, делать добро. И так человеческая жизнь проходит зря. И нет у человека времени подумать, что что-то нужно изменить в своей жизни. Потом приходит старость или средний возраст, когда уже нет никаких амбиций, нет уже таких сил, здоровье не позволяет, чтобы делать дела добра. Дети выросли, и уже не позволяют раздать то богатство, которое ты приобрел неправедным путем. Потому что они уже считают, что это их, а не твое, и если раздашь, будешь для них первым врагом, еще выгонят тебя из дома. И поэтому человек в тупике оказывается. Вроде собирал всю жизнь, и я заслужил же все это, считает человек. Но в один момент становится перед таким выбором, что выхода то нет. И раздать не раздашь, и понимаешь, что не нужно. И думает человек, к чему это все? Будут ли и дети мои поступать так, как я, собрал, передал дальше, а потом так и не понял, зачем?

У меня был такой случай года два назад. Как-то в церкви долго служба была вечерняя, потом исповедь, и как-то я задержался очень поздно вечером, и решил вызвать такси, чтобы ехать домой. И приехала машина, на удивление, новая иномарка. Сел в салон, машина чистенькая, не накурено, опрятно, интеллигентный водитель, увидел, что батюшка к нему пришел, начал задавать вопросы. И так завязался разговор. Поскольку ехать полчаса, за это время о многом поговорили, и, увидев перед собой священника, водитель начал задавать вопросы, которые часто люди задают, зачем ходить в церковь и так далее. И оказалось, что он достаточно зажиточный человек, у него есть дом, машина, дача, и у жены машина, две дочери, и обоих он выдал замуж, и работа хорошая у зятьев, и у дочерей машины есть. И вот он из-за того, что все у него есть, пришел к тому моменту, что скучно ему дома сидеть. Я спрашиваю, как же вы стали таксистом, почему вы работаете, если вам не нужно это для пропитания.  Он ответил: а дома с женой и котом сидеть скучно, и я когда вожу людей, с ними общаюсь, узнаю от них многое, пытаюсь им что-то подсказать. Итак, человек, который не нуждается в этой работе для пропитания, занимается этим, потому что видит в этом именно цель удовлетворения своих внутренних духовных потребностей.

Вот так же, бывает, происходит и в каждом из нас, когда мы прячемся от главного вопроса, от вопроса, зачем я живу, есть ли Бог? Если человек не знаем, зачем он живет и сомневается в существовании Бога, он никогда не будет иметь удовлетворения от самых лучших жизненных обстоятельств, сколько бы богатства ни приобрел, сколько бы ни раздал нищим, если он не верит в Бога всем сердцем, всей душой, не верит настолько, что  может изменить свою жизнь здесь и сейчас, ответа на главный вопрос в жизни у него не будет.

Посмотрим на наше общество, люди, которые достигли определенных целей, заработали на квартиру и вырастили детей, даже если и нет богатства, то вот они приходят к такому моменту, что не хочется уже того, что хотелось в юности, и человек по другому мыслит, меняется его мировоззрение, и он пытается менять свои цели. Но часто, когда он при этом сомневается в бытии Божием, то есть находится в маловерии, то он начинает искать ответы на главный вопрос в материальном мире. Многие начинают заниматься каким-то хобби. Одни рукоделием, другие путешествиями увлекаются, ездят по всему миру, и в этом находят удовлетворение временное. Из-за жажды духовной, внутренней некоторые люди занимаются еще чем-то, устраиваются на работу не потому, что им нужен дополнительный заработок, а потому что дома нечего делать. Тупик дома, уныние, отчаяние, одиночество.

Многие приходят сюда в храм и говорят, да, если я не буду между людьми, я сразу начинаю болеть, грустить и умирать. Конечно, ты будешь грустить и умирать, потому что когда ты оказываешься один на один с этим миром и с реальностью, и с Богом, ты же не видишь этого Бога перед собой, и в душе-то у тебя Его нет, поэтому искусственно ты ищешь где-то хоть кого-то, кто бы с тобой общался. Человек ищет ответ на духовные вопросы в материальном мире. Но это все равно как купаться в болоте, когда человек хочет стать чистым. Но сначала надо хорошо подумать, а как же правильно поступить, какую же избрать воду для того, чтобы очиститься, наверное нужно лучше поискать, не купаться в грязной воде.

Так же и в духовной жизни, чтобы найти ответы на главные вопросы, нужно в духовной области поискать, где-то внутри у себя покопаться, а не только извне. И вот это сегодняшнее евангельское чтение как раз показывает, что вот приходит момент у каждого человека, когда Бог все-таки достучался до сердца и человек это понимает. И  когда он начинает понимать, он зависает, и так находится в подвешенном состоянии. И к Богу он не идет, потому что, как очень часто говорят, да, вы ж понимаете, нас этому не учили, ну, что я сейчас приду в церковь, я же не понимаю, я так долго не выстою на службе, все равно мне уже ничего не поможет, я всю жизнь так прожила. Вот человек и назад идти не хочет, не хочет опять стать на свою дорогу, которой он шел всю жизнь, растить теперь внуков, кормить внуков до пенсии. Они уже понимают, что это не то, ну, не то!  А еще когда посмотрят вперед, то сразу закрывают глаза в ужасе, потому что впереди – смерть. Это ж вообще ужас. Тут и так ужас, потому что не пойму, что дальше делать, а тут еще и смерть. Какой кошмар!

Ужас от безверия, ужас от нерешительности, ужас оттого, что человек прячется от Бога, Бога живого, реального, и Бога, который всегда рядом. Поэтому вот сегодняшний пример Иисуса, который является сердцеведцем, потому что Он — Бог, Он знает, что перед Ним грешник, мытарь, знает, что сейчас будут говорить вокруг люди, но Он не постеснялся пойти к грешнику в дом. Потому что он для этого и пришел: найти и спасти погибшего. И вот этот погибший стал сыном Авраама, то есть возвратился к вере Авраама, который считается отцом всех верующих. И от нарицательного оскорбительного наименования «мытарь» и «грешник» он вдруг стал сыном Авраама, то есть получил самое похвальное слово от воплощенного Бога Слова. 

Этот пример очень важен для тех людей, которые не могут сделать выбор. Но большинство из нас, кто все-таки способен делать этот выбор, через не хочу, через не могу, через не понимаю, но пытаемся все-таки его сделать, и пытаемся хоть что-то делать в своей жизни, и сделать хорошо, мы, такие люди, которые осознали, что этот выбор надо делать, хоть даже и через силу, должны не прятаться от окружающего мира. Мы должны помнить, что вокруг нас множество людей, которые ждут, чтобы мимо них прошел христианин, чтобы Бог пришел к ним в лице своего последователя — христианина, чтобы те заповеди Божии, те дела Божии, о которых он слышал, о которых ему говорит его совесть, он увидел бы в поведении хоть какого-то человека. Потому что человек смотрит в этот мир и видит, что все так живут, как он, прозябая, в подвешенном состоянии, прячась за временные цели, не зная ответов на главный вопрос. И он думает, раз все так живут, значит общий разум-то прав. Раз общий разум прав, значит, я тоже прав, и он боится делать шаг, потому что он одинок в своем шаге.

Поэтому вы, христиане, видя человека, нуждающегося в духовном подкреплении, должны открыть им эту красоту духовного мира, и богатство, которое называется Бог. Но для этого нужно самим нам убедиться, что через то богатство веры, которое дал Бог, через слова, через советы, как жить в этом мире, мы приобретаем главные ответы на главные вопросы, зачем я живу, что такое смерть. Для христианина ответ о посмертной участи перестает быть ужасом, и это необходимо донести ближним, чтобы и они поняли, что это, оказывается, не конец, а переход, начало, и тогда такое понятие, как уныние и отчаяние, даже при тяжких болезнях, приобретает совсем другой оттенок. Да, это скорбно и страшно, но одно уже известно точно, что, оказывается, есть свет в конце тоннеля этой жизни, и вот здесь приобретается великий смысл.

А мы с вами ленивые, мы ни к кому не ходим, ни в темницы, ни в больницы, как заповедано Господом, мы не кормим, ни питаем, ни одеваем. Гривну бросили когда-то и успокоились. А что ты сегодня купишь за гривну? Даже булочку не купишь. Но мы отдали гривну, и совесть свою заставили замолчать, дальше пошли, больше того, считая, что уже исполнили заповедь на месяц вперед, я же гривну дал! Мы должны иметь такие дела, которые проявляются извне, чтобы советом своим, и самое главное – своим жизненным поведением, мы исполнили другую заповедь, чтоб просветился свет наш пред людьми так, чтобы не видели мертвые дела наши. Не напоказ нужно делать добрые дела, но чтобы дела наши были частичкой нашего естества и нашего поведения, чтобы это было естественное состояние. Когда совершение добра и исполнение заповедей становится естественным для человека, то это уже не скроешь, даже если человек будет скрывать, но все равно это будет заметно. Потому что горящую свечу не ставят под спудом, нужно чтобы она светила всем вокруг. И Господь говорит нам жить так, чтобы просветился человек, чтобы видели добрые дела наши и по этим делам прославили Отца Небесного, который научил нас делать такие дела и жить так, который научил радоваться этой жизни. А радость жизни в полноте своей невозможна без осмысления этой жизни и без понимания ее. Аминь.