В последние годы появляются православные храмы практически во всех районах Харькова, где раньше их не было. Об особенностях архитектуры храмовых новостроек Харькова на заседании клуба православного общения при воскресной школе нашего Преображенского храма рассказала экскурсовод и краевед Александра Сошина.
«Храмы, которые возводятся в последнее время, выполнены в разных архитектурных стилях, которые наиболее подходят к той или иной местности. Мы видим и деревянные храмы, построенные в народных традициях русского севера, золотые купола строгих классических форм и праздничное сияние витиеватого барокко. Все это восхищает, удивляет и, что немаловажно, украшает наш традиционно индустриальный и торговый город, – рассказала Александра Сошина. – Но у некоторых людей все же возникает вопрос, почему в храмовых новостройках практически отсутствуют формы современной архитектуры, а в некоторых строениях копируются чуть ли не средневековые традиции. Действительно, любое здание – это часть каменной летописи своей эпохи, построенное с учетом опыта предыдущих поколений. К сожалению, в истории нашей страны было более семи десятилетий, в которые отсутствовало строительство церквей. Следовательно, отсутствовало развитие архитектуры таких сооружений. В подобных случаях заимствуют опыт зарубежья, а далее продолжают свою историю. Но храм – не торговый центр и не офис. Для сооружения банка вполне подходит архитектурный стиль конца 20-го века, именуемый хай-тек, что в переводе означает «высокие технологии». В этом стиле учтены удобство, техническая оснащенность, но слишком много утилитарности, что никак не вяжется с духом православия. Наши туристы, «из дальних странствий возвратясь», отмечают странную моду возведения культовых христианских сооружений в виде ангара или бункера. В Канаде есть православный храм, который внешне ничем не отличается от рядом стоящего хорошо построенного жилого дома. Только зайдя внутрь можно по интерьеру понять, где находишься. В традициях Святой Руси во все времена Дом Божий – это вершина зодчества, которая настраивает прихожан на молитву, благоговение».
Профессия архитектора, считает Александра Сошина – единственная, которая совмещает в себе ремесло и творчество, соединяет искусство и технику.
«В храме должны преобладать творчество и вдохновение – именно то, что называют «застывшей музыкой», – говорит она. – Архитектура храмов называется сакральной. Современные стили железобетонных конструкций сакральными не назовешь. Тем более что в архитектурном смысле наш город – музей конструктивизма и модернизма. Огромные территории так называемых спальных районов наполнены рынками, домами-коробками, украшены рекламными щитами на всех улицах и перекрестках. Преобладание в таких районах прямых линий и серого цвета дают ощущение однообразия, что вызывает уныние. Народ метко назвал такие районы «хрущебами советского убожества». Поэтому встал вопрос об оживлении таких районов строениями иного характера. По инициативе митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (ныне покойного), кроме реставрации и восстановления разрушенных храмов, было начато строительство по индивидуальным, оригинальным проектам приходских церквей на окраинах города. На фоне серых многоэтажек появилось многоцветье и сияние Домов Бога – церквей. Парадоксально, но церковное сооружение – это канон, не терпящий никакого вольного обращения, и в то же время именно в таких строениях наблюдаются самые разнообразные формы, применение многих видов классического и народного искусства: лепка, художественная ковка, резьба по камню и дереву, сложнейшее литье, многие приемы живописи, золочение, мозаика… Были приняты богатые традиции прошлых столетий, в которых архитекторы и мастера пытались показать великолепие и несказанную силу Бога. В мельчайших деталях они воплощали красоту мироздания, чтобы и перед будущими поколениями представало вечное отражение Божества».
Среди многих архитектурных стилей особенно отличается торжественностью и богатством деталей барокко, что в переводе с итальянского языка означает «странный», «причудливый». Характеризуется контрастностью, динамичностью, показывает богатство и изменчивость мира, текучестью сложных криволинейных форм, эффективными декоративными композициями и парадностью.
Первое такое жизнеутверждающее строение появилось в промышленном окраинном районе ХТЗ, на проспекте Фрунзе. Освящен храм был в 2004 году в честь священномученика архиепископа Харьковского Александра (Петровского). Это первый храм местного святого в городе и первая церковь в пролетарском районе ХТЗ. Жители этого заводского района сразу заметили, что у них воссияла архитектурная жемчужина. Они без всякой рекламы и воззваний убедились, что храм – не только вершина зодчества, но и частичка неба на Земле. Священнослужители и прихожане этого храма заметили: церковь настолько повлияла на окружающих, что возле нее обыватели рабоче-безработной среды не выражаются бранью.
Вокруг храма выросли деревья красивого сквера с фонтаном. А 22 августа 2010 года, ко Дню города был возведен памятник святому Александру.
На северной окраине Харькова, в поселке Пятихатки, на перекрестке Белгородского шоссе и пр. Курчатова построили и освятили храм Святой Тамары, в таком же стиле барокко. Скромный поселок с типовыми пятиэтажками физиков-ядерщиков с появлением храма стал светлее и привлекательнее. Многие, не знавшие раньше молитвы, целыми семьями потянулись в Дом Божий.
Третье барочное храмовое сооружение появилось в 2012 году ко Дню города на территории большого медкомплекса в районе 602-го микрорайона огромного Салтовского жилого массива. Храм освящен в честь Преображения Господня. «Витиеватую» архитектуру пациенты медкомплекса и жители Салтовки полюбили с первых же дней службы храма и назвали «Богословие в камне» или «каменным кружевом».
Все три храма построены вдоль оживленных главных дорог Харькова. Они встречают приезжих при въезде в город и воспринимаются как гостеприимно протянутая рука.
«О том, насколько изменили в лучшую сторону градостроительство Харькова наши храмовые новостройки говорит интересный факт. Наш индустриальный Харьков долгие десятилетия именовали «серым городом». С появлением храмовых сооружений, построенных по традициям прошлых веков, эта обидная характеристика ушла в прошлое всего за последние несколько лет, – отмечает Александра Сошина. – Но почему западноевропейский стиль барокко применяется на славянской земле? Мало кто помнит, что в истории градостроительства наших селений было рождено украинское барокко. Но синодальный указ 1803 года запретил строить храмы в украинском стиле. Теперь архитекторы как бы заполняют возникшую пустоту строениями в стиле позднего украинского барокко».
Заседание православного клуба венчали слова из стихотворения митрополита Никодима:
Хай щастить тобі, мій Харків, Богом бережений!
Неси гордо у майбутнє віри стяг священний!
Знаю: особлива доля на тебе чекає.
Хай тебе, мій любий Харків, Бог благословляє!
(«Песня о Харькове». Написана Владыкой Никодимом к 350-летию нашого города, в 2004 году)».