О чем просить Господа в Вербное Воскресенье?

IMG_8683Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в праздник Входа Господня в Иерусалим 9 апреля 2017 г.

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Иисус во время своей земной жизни много раз бывал в Иерусалиме, но никогда еще до этого не приходил в этот город таким образом, как в этот раз. Это было его последнее пришествие в Иерусалим перед тем, как Его схватили и распяли на кресте.

Но в этот день, когда он приблизился к окрестностям Святого города, сопровождавший Его народ и то множественное количество людей, которые шли в Иерусалим на праздник Пасхи, и жители этого города, услышав о приближении Иисуса, вышли к Нему навстречу, чтобы приветствовать Его с почестями. Они вышли потому, что к тому времени Иисус был очень известен по всей стране и особенно в Иерусалиме. И все вышли посмотреть на этого человека, который совершал такие дела, говорил такие слова, которые не мог никто ни сотворить, ни сказать. Люди дивились и радовались, что есть у них такой пророк.

Но были и те, которые не радовались, а завидовали, были такие, которые отрицали все чудеса из-за собственной гордыни и неспособности увидеть явное и признать его как действительное.

Что ждали от Иисуса иудеи?

Те люди, которые выходили увидеть Иисуса, видели в Нем не просто проповедника, они видели в Нем своего спасителя от римского владычества. В то время Иудея была под властью римлян, и весь народ стремился освободиться от этого рабства, и они думали, что Иисус, который может творить такие чудеса, это тот, кто способен освободить их в таком нашем человеческом понимании, в политическом.

Особенно их убедило последнее и самое громкое чудо, которое произвело большое потрясение, — это воскрешение Лазаря, которого многие знали лично, он жил в Вифании и был другом Иисуса. Как говорит Евангелие от Иоанна, однажды Лазарь заболел, и когда его болезнь пришла в необратимые формы, он умер, будучи еще достаточно молодым. Когда он был еще жив, его сестры Марфа и Мария отправили посыльного к Иисусу, сообщать, что Лазарь сильно заболел и чтобы Иисус пришел и исцелил его. Но Иисус медлил. Но потом Он все же пошел в Вифанию. Но до Его прихода Лазарь умер.

Когда Марфа узнала, что Иисус идет ним, она вышла к Нему навстречу. По иудейской традиции, когда умирал человек в селении, это была скорбь всего селения. И даже если люди не были близки умершему, то считалось правильным прийти в дом покойного и скорбеть вместе с родными и близкими. Итак в доме покойного Лазаря было много людей. Когда же Марфа пошла навстречу Иисусу, то многие люди последовали за ней, думая, что она пошла к гробу брата своего рыдать. Увидев Иисуса, Марфа упала Ему в ноги, говоря, если бы Ты был здесь, то брат мой не умер бы. В ответ на эти слова Иисус сказал: не умрет брат твой, только веруй.  Марфа отвечала: знаю, что он воскреснет в последний день, в общее воскресение из мертвых. На это Иисус сказал: Я есть Воскресение и Жизнь, поэтому верующий в Меня если и умрет, то воскреснет, и живущий верой в Меня не увидит смерти вовек. И Марфа ответила: я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Эти слова Христа были откровением народу о своем Божестве. И когда они приблизились к гробу, в котором похоронили Лазаря, к тому времени туда подошла и вторая сестра Мария, и Иисус, увидев, что сестры рыдали, и Он сам тоже заплакал. И повелел людям, чтобы они отвалили камень, который закрывал вход в гроб. В то время в той местности полагали умерших людей в каменные пещеры и приваливали большой камень ко входу, это были некие усыпальницы. Умершего человека заворачивали полностью с головы до ног в длинное сукно, помазав предварительно благовонными маслами, потом полагали в гроб.

Повеление Иисуса отвалить камень от гроба привело всех присутствующих в смущение, потому что такое обычно не делали, только в редких исключительных случаях. Прежде всего потому что для иудеев того времени прикасаться к мертвому телу считалось осквернением. Более того, Марфа говорит Иисусу: Господи, уже четвертый день, как он в гробе лежит, уже смердит, тело разлагается так, что запах сюда слышно. Но Христос настоял на том, чтобы отвалили камень, и стоя у входе в пещеру сказал: Лазарь, гряди вон. И как описывают евангелисты, вышел умерший, обвитый полностью погребальными пеленами, и стал у входа в гроб, так что ужаснулись все, не понимая, что происходит. И повелел Иисус развязать его, и это чудо воскрешения человека, уже умершего, телом которого обладало тление по закону нашего естества, произвело очень сильное впечатление на людей, знавших Лазаря и бывших у него на похоронах, и теперь видевших его живым.

После этого чуда многие люди уверовали в Иисуса как в пророка, и были посрамлены старейшины, книжники и фарисеи, утверждавшие, что Иисус не пророк, а лжепророк. Более того, видя Лазаря воскресшим, многие, кто его знал, кто узнал об этом чуде, уверовали в Иисуса как в Мессию, ожидаемого всеми иудеями. Это событие стало апогеем совокупности всех его чудес, совершенных за годы Его проповеди, и поэтому множество людей, все вместе вышли встречать Его, как подобает встречать царей, победителей в войнах: они постилали свои одежды по пути, по которому должен был пройти Христос, а у кого не было верхней одежды, те срезали ветви финиковых пальм, приветствовали Иисуса, размахивая ими, и также устилали путь Его этими ветками. И в один голос кричали: Осанна Сыну Давидову, благословен идущий во имя Господне.

Но Иисуса не радовало это ликование

Однако такой встречей Иисус не гордился, как гордились бы многие из нас, Он не раскланивался в ответ на приветствия, как мы можем кивать встречающим нас с ликованием людям, гордясь своей славой. А Он скорбел, потому что знал, что произойдет, что по прошествии немногих дней тот народ, который встретил торжественно Его, как царя, будет требовать: Распни, распни Его!

Совершенно удивительная картина предстает перед нами. Почему же огромное количество людей, которые уверовали в Иисуса Христа, которого они встречали, как в Мессию, вдруг так быстро переменили свое мнение, и вдруг стали просить смерти и казни Его? Наверное потому что они ждали от Бога не того, что Он хотел бы им дать. Они ждали от Иисуса того, что хотелось им, земного, временного, осязаемого, того, что нужно им здесь и сейчас, того, что подсказывал им их ум.

Но Христос говорил им о вечном. Он сказал: "Царство Мое не от мира сего" Ин. 18.36. А раз Царство Его не от мира сего, значит, и законы  этого Царства другие, цели в этом Царстве другие, логика пребывания в этом Царстве Божьем отличимая от логики пребывания в нашей обычной земной жизни. Вот поэтому народ и не понял Его. Оказывая Ему поддержку, когда Он входил в Иерусалим, они думали, что тут же Он поднимет восстание и свергнет римское владычество, сделается их царем и будет своими чудесными явлениями производить для них хлеб и зрелища. Что еще надо человеку? Хлеба и зрелищ.

Поэтому когда Христос сказал, что не для этого он пришел, а для того, чтоб каждый жил вечно, не поняли Его, и разгневались на Него, что не получили чего ожидали. И распяли Его. И что же?

За 2000 лет узнали об Иисусе все народы, и до нас  дошела Благая Весть о Христе. Но мы видели славу Его не только со страниц Евангелия, мы знаем Его не только из рассказов наших предков, священников, проповедников. Мы знаем, что Он — Бог, опытом личной жизни. Мы встречаем Его слово с радостью, потому что знаем по себе: все, что говорит Бог, приносит человеку благо.

Тем не менее, к сожалению, и в нашей жизни наступают периоды, когда мы отрекаемся от Бога, становимся равнодушными к Нему, бесцельно живущими, не понимающими смысла своего вечного пребывания. И это все превращает нашу жизнь в суету и в ад.

Почему же люди и сейчас не верят? Да по той же причине. Потому что ищут и требуют от Бога не того, что присуще Ему и порядку миробытия по Божественному замыслу, а требуют того, что они хотят. А если и говорят: Господи, да будет воля Твоя, — но сердце говорит: но только не сейчас. сейчас пусть моя воля пока будет. И это заслоняет нам правильность постановки цели нашей жизни.

Но что же делать? Человек приходит на исповедь, он понимает заповеди старается соблюдать их в своей жизни, он причащается святых Христовых Таин, чтобы соединиться с Богом его Евхаристисческим  единением, чтобы Тело Христово составило частицу моего тела, моего естества, чтобы Кровь Христова, преподаваемая за Евхаристией, потекла и в моих жилах, и от этого логика моей жизни изменилась, чтобы мысли мои были не просто человеческим умозаключением, но Божественным откровением, чтобы события вокруг меня происходили не только потому, что я так поступаю, а потому, что Бог действует, чтоб окружение мое было не мне подобным, но Богоподобным, уча меня правильному смыслу, чистоте, воздержанию.

Когда Бог в душе?

Но вот нередко бывает, что после прихода в церковь, исповедавшись, причастившись, человек выходит из храма, тут же забывает, кто он, забывает, что он христианин. И в этой забывчивости проходят дни, месяца, годы и даже десятилетия. И человек говорит: Бог у меня в душе. Но хочется задать вопрос: откуда Он там взялся, как ты Его туда загнал? Ведь Бог живет только там, где нет греха, где нет осуждения и проклятий, где есть всепрощение, где есть молитва, где есть воздержание языка, ума, сердца, где есть  четкое понимание, что смысл, и жизнь, и дыхание — Бог. Где есть это понимание, там и цели в жизни другие. Человек, который знает, что он вечен, что он отличается от всех сотворенных на земле тварей высшим разумом, философским разумом, чувствованием души, теплотой и любовью в сердце, если он отличается всем этим, значит это дано ему для того чтобы осмыслить мир совсем на другом уровне, осмыслить себя, зачем я здесь, почему я здесь, что буде дальше, и тот, кто осмысливает, однозначно приходит к выводу: если из нашей жизни, исполненной страданиями, тяжелым трудом, болезнями и краткосрочностью, убрать Бога, то  можно прийти в абсолютное безумие. Тогда спрашивается, зачем все это? Зачем строить что-то, зачем учиться, зачем работать, если все проходит, и даже радость от созидания, особенно с возрастом.

Все проходит, все меняется, не изменяем только Бог. И когда человек решил, что Бога нет, то в чем же смысл? Он находит смысл только во временных целях, с приближением к которым, или с приближением болезней или смерти все вообще теряет свое значение. Поэтому вывод, который делают христиане заключается в жизни. Христианин не видит смысла в смерти, не может быть в смерти никакого смысла. Смысл бывает только в жизни. И сегодня Христос говорит: Я есть Путь ваш, Я ваша Жизнь, Я ваша Истина.

У каждого из нас есть своя правда, и мы все по-своему правы, на бытовом уровне, общественном, семейном. Но есть истина, в свете которой становится понятно, что защищая только свою правду, человек поступает безумно, ибо не может увидеть Истину. Христос обращался к народу не для того, чтобы забрать у них их личную правду, а для того чтобы эту правду восполнить истиной, и когда мы будем сражаться за свои земные блага, так, как мы это делаем каждый день, помня о том, что есть Бог, то тогда эти блага не будут достигаться неправедным путем, путем ущемления окружающих, путем насилия над ними или обмана их, но они будут достигаться праведностью.

Если мы будем прислушиваться к заповедям, если будем вдумываться в слова, которые говорил Иисус людям, и в том числе нам говорил, тогда наши смыслы земные обретут вечное возрастание, тогда наш ум сможет защитить вечность. А если мы захотим почувствовать в себе, что же такое Божье Царство, тогда мы должны познать законы этого Царства, взять книгу заповедей Его , и жить так, как Он говорил.

И тогда наша жизнь будет проходить не по логике самопревозношения, вот, какой я умный, как хорошо придумал, а по логике Божественной. И тогда начнет человек понимать, зачем он живет. И с этого понимания, он начнет видеть, как он живет, разбираться, что у него правильно, а что нет, тогда он может познать правильную цель своей жизни, может распределить время своей жизни так, чтобы хватало времени быть человеком и Богу угодить, и свою душу не загубить, и найти в себе ресурсы серого вещества, чтобы додуматься, что весь мир вокруг и мы сами, и вся природа -все свидетельствует, все кричит о Боге, все в Нем и Им дышит.

Насколько же надо нам быть ослепленными и глухими, чтоб заглушить в себе глас Божий. Тот человек, который говорит, что Бог у него в душе, часто себя обманывает. Не Бог у него в душе, но глас Божий в виде совести, этого природного чувства, данного при сотворении человека, чувства единения с Богом, напоминающего изнутри о том, что есть Бог.

Но человек это чувство не возделывает, он ничего не делает для того чтобы быть хоть чуточку похожим на своего Творца, и путает призыв Божий с самим Богом.

И вот в сегодняшний день мы все стоим в храме, в руках у нас вербы как такой же символ, каким были для иудеев финиковые ветви. У нас не растут финики, но зато растет верба. И мы сегодня пришли, как те люди две тысячи лет назад, чтобы встретить Иисуса перед Его крестными страданиями, говоря: Господи, приди и в наш град, и в нашу семью, и в мою ушу. Но если мы хотим, чтобы Бог к нам пришел, то мы не должны требовать от Него земного тленного  и неправильного, но нужно просить у Него мудрости, чтобы знать, как жить.

Прежде всего, ищите Царствия Божьего и правды Его, и все, в чем имеете нужду, все вам приложится само собой, ибо прежде прошения вашего, знаю, в чем имеете нужду, говорит нам сам Господь. Бог есть любящий отец, и каждому просящему дает, но даст ли любящий отец ребенку своему то, что ему наверняка навредит? Нет, конечно же. Вот так же и мы, которые в этот  день пришли в храм с пальмовыми или с вербными ветками, просите, чтобы Бог пришел в вашу душу, и слушайте, что Он говорит, и применяйте это в своей жизни, и тогда увидите Бога, живущего и действующего в мире и в вас. Аминь.