Так что же такое любовь и почему без нее христианство бессмысленно?

1730900Проповедь, произнесенная прот. Виктором (Бурбелой) 13 сентября 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всемогущий, непостижимый для человеческого ума Бог после того, как изгнал человека из рая, напоминал человечеству о Себе. Но чем больше человек уходил от Бога, тем меньше хранил в своей памяти знаний о том Боге, от которого он произошел. Но Бог напоминал о Себе, Бог сохранял знания и мудрость, и откровения о Себе у благочестивых представителей человечества, умудрял их, посылал к ним пророков, патриархов благоверных и благословлял каждое колено, и каждый род, памятовавший о Боге.

Как познать Бога?

В своем упоминании о Себе Бог употреблял символы, потому что человек не мог познать Бога, непознаваемого во всей Его полноте. Бог открывался человеку, как мы знаем из Ветхого завета, употредляя земные образы. Он говорил громогласным голосом с небес, являлся в купине,  опускался облаком, и возвещал свою волю. И все это для человека было непонятно. Но, в то же время, для ветхозаветного человека все эти явления были чудесами, которые подтверждали силу их Бога.

Однако проходило время, и народ все равно уклонялся в язычество. И народ требовал от Бога чудес  явных, и говорили: если Ты будешь творить чудеса, вещи сверхъестественные, тогда мы будем знать что Ты – Бог, если же мы не будем видеть чудесных явлений, тогда и не Бог Ты вовсе, потому что нет в Тебе ничего особенного. На протяжении всей истории человечество пытается нарисовать Бога понятного и предсказуемого для себя. И христианство – это, пожалуй, единственная религия в мире, которая принимает Бога таким, какой Он есть, непознаваемый. Христианство не пытается заменить то недостающее, что  мы не видим, оно оставляет то, что мы не понимаем, знание о Боге, самому Богу, чтобы Бог открыл каждому это недостающее знание, открыл всему человечеству, когда все человечество придет к этому.

Человек уповает на свой логический образ жизни, логический способ осмысления, то есть  осмысливает все только так, как он представляет, что так может произойти, согласно с теми законами жизни, законами природы, которые он вижу вокруг себя. И если он это видит и ощущает, значит, так оно и есть, и по-другому быть не может. И поэтому все, что он воспринимает, он анализирует с точки зрения вот этого человеческого логического житейского осмысления. Но как мы не пытаемся, Бога невозможно загнать в рамки нашего человеческого логического осмысления. И у человеческого ума возникает два пути: или отвергнуть то, что он не понимает, или же найти другие способы познания того, что он не понимает, уже не физические. И человечество делится на две части: одна пытается все объяснить с точки зрения того что видит и что понимает, а другая часть помимо всего этого пытается найти еще другие способы осмысления, которые заложены внутри человека. Такие способы, которые присущи душе человеческой, то есть познавая законы человеческие, законы природы, пытаясь познавать этот мир, они также пытаются познать свою душу, познать законы духовные.

Ветхий человек не понимал Бога до конца, но, несмотря на то, что мы, сегодняшние, которые выбрались в космос, изобрели телескопы мощные, через которые можем видеть многое, что происходит вокруг нас во вселенной, обладаем знаниями значительно большими, казалось бы, по сравнению с ветхозаветными людьми, но и мы не понимаем до конца Бога по-прежнему, не можем найти разумного логического объяснения Божества.

Что означают слова «Бог есть любовь»?

А сегодняшнее евангельское чтение вообще современного человека ставит в тупик. Оказывается, что Бог есть Любовь. Мы представляем себе Бога подобным нам, что Он имеет две руки, две ноги, еще какие-то образы нам рисуются, наше представление безгранично, но оно бывает ошибочно.  Мы ищем для представления Бога образы, которые нам понятны. А когда говорят, что Бог есть любовь, человек молчит. Не знает, что это значит. Но не знает человек до тех пор, пока не заглянет в свою душу. Потому что Бог создал человека по образу и подобию Своему. Значит, если Бог есть любовь, то и человеку присуще это свойство тоже. Если хочешь знать, что такое любовь, загляни в себя. И прислушайся, и попробуй в себе найти этот образ Божий.

Сегодняшнее евангельское чтение содержит продолжение той истории, которую мы читали в прошлое воскресенье. Когда Иисус Христос находился в Иерусалимском храме, когда Он рассказывал притчу, обличал фарисеев в формальном отношении к Богу, Он говорил им о том, что много званых на брачный пир, да мало избранных. Потом, после того, как у Него спросили, достойно ли давать дань кесарю или нет, потому что хотели уловить Его в словах, Он взял монету и спросил, чье изображение здесь высечено, Ему сказали, кесаря, и Он сказал: отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье. Но все равно фарисеи и книжники хотели умалить Его слова и начали засыпать его вопросами духовными, и не столько хотели получить его ответ, сколько хотели вынудить его произнести неосторожные слова, за которые можно было бы уличить его и признать изменником, нарушителем закона Моисеева.

И вот они подослали к Иисусу Христу одного книжника, то есть человека, знавшего Закон, который подошел к Нему и спросил: Учителю, какая самая большая заповедь в Законе Божьем? Чтобы понимать весь подтекст этого вопроса, надо вспомнить, что у евреев насчитывалось 365 заповедей, которые повелевают, что вот так надо поступать, и 248 заповедей запретительных. И у них между книжниками, фарисеями, богословами того времени был постоянный спор, какая же из заповедей главная, одни считали главной заповедью обрезание, другие – почитание субботы, третьи – жертвоприношение. Поэтому задавая Иисусу Христу этот вопрос, на который не было однозначного ответа, они заранее понимали: что бы Он ни ответил, с этим всегда можно не согласиться. 

Но они смотрели на Иисуса Христа как на обычного человека, а перед ними стоял Бог, который говорил им вещи, не досягаемые для их духовного уровня, по своей духовной дебелости они исполняли Закон буквально, каждодневно, суетно, но они забывали о законе внутреннем и о милосердии. Исполняя закон Моисея до буквы, они не видели никого вокруг себя, кроме себя, любимых. И вот Господь отвечает им так: первая заповедь из всех – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всем помышлением своим и всеми мыслями своими, да не будет у тебя другого Бога, и вторая подобная ей – и возлюби ближнего своего, как самого себя. На этих двух заповедях держится весь закон и пророки, сказал Иисус. То есть все, что было сказано пророками, и весь закон Моисеев теряет смысл, теряет соль, если этот закон не исполняется из любви к Богу и из любви к ближнему. И дивились они, слыша такой ответ.

И ничего не могли сказать в ответ, потому что знали, что эти заповеди не входили в число 10 заповедей Моисея, но эти заповеди евреи знали досконально, потому что каждое утро каждый иудей читал молитву, которая начиналась такими словами «Я Господь Бог твой, и нет у тебя никого кроме меня, и люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем естеством твоим, и всем помыслом твоим». Это был отрывок из Второзакония. А второй отрывок «Возлюби ближнего…» — это было из книги Левит. Эти два отрывка были даны евреям еще в Пятикнижии Моисеевом – в Торе, в главной книге евреев.

И они прекрасно знали одну такую историю. Были среди них учителя, которые пользовались особым уважением. Один был Шемайя, а другой Гелей. Они считались самыми доскональными толкователями закона Моисеева. И был такой случай. Один молодой человек пришел к Шемайе и спросил: какая самая главная заповедь в Законе, но только говори быстро, потому что я тебя буду слушать только пока стою на одной ноге. Но учитель когда услышал, что ему ставят условие, взял палку и выгнал его. Тогда он пошел к Гелею с той же постановкой вопроса и на тех же условиях, сказал, что будет слушать только пока стоит на одной ноге.  И тот ответил: не делай ближнему того, чего ты не желаешь себе.  Это, говорил учитель,  является главенствующим во всем Пятикнижии, во всей Торе. Иудеи знали это, и очень почитали этого своего учителя, поэтому молчали и дивились глубине учения Иисуса Христа. И потом, когда они не нашли того, кто бы Ему перечил, Он сказал: тогда я вас спрошу, кем вы считаете, что вы думаете о Христе (то есть в лице Христа иудеи ожидали Мессию), кем вы считаете Мессию, кто он такой? И ответили Ему: он – сын Давидов. Иисус Христос сказал: если Он сын Давидов, то почему Давид говорит о нем как о Господе своем.  Ведь написано в псалмах «Речет Господь Господеви своему: сиди одесную мене дондеже положу враги твои к ногам твоим». Как это? Как может быть Христос сыном Давидовым, если Давид Господом его называет. И все молчали. И боялись спросить Его, потому что понимали, что в словах его заложена истина и не могли упрекнуть его ни в чем.

Вот такой отрывок евангельский слышали мы в сегодняшний день. И здесь есть две основные большие темы.  О том, что Господь открывает для человека Мессию во второй части, и в первой части – о двух главных заповедях: о любви к Богу и любви к ближнему.

Как распознать, есть ли внутри тебя любовь?

Для нас важно осмыслить и ту, и другую части. Но снгодня, попробуем осмыслить  понятие о любви к ближнему и любви к Богу.

Вот мы пытаемся жить по-христиански, по заповедям Христовым, устроить свою жизнь таким образом, чтобы угодить Богу. А для того, чтобы угодить Богу, оказывается, надо иметь любовь к Нему и к ближнему. А как же любить Бога, если мы его до конца не понимаем, не понимаем, кто Он, какой Он, не понимаем Его свойств. Как любить Бога, которого мы не видим? Как можно любить Бога, который не вмещается в наш разум, в нашу логику? И, в конце концов, что же такое любовь, что же это за чувство такое? Эти глубинные вопросы, конечно же, требуют нашего размышления. И здесь нужно, чтобы каждый поразмыслил над этими вопросами, взяв на вооружение при этом послания апостола Павла, Иоанна Богослова,  Евангелие, потому что там приоткрывается завеса над такими понятиями, как любовь. А Евангелие, по сути, это и есть пример любви к ближнему.

Иоанн Богослов говорит, что Бог есть любовь. И далее: пребывающий в любви, пребывает в Боге. Апостол Павел растолковывает в послании к Коринфянам, что такое любовь. Он говорит удивительные вещи: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:1—3)

Величайшие слова, и для христиан важнейшие слова, потому что люди, которые считаются христианами, веруют в Иисуса Христа, спасены будут. Читаем в Евангелии от Марка (Мк. 16: 9–20): «Если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». И здесь очень тонкий момент. Казалось бы, веры достаточно, но, оказывается, помимо веры еще нужна и любовь.

Вот говорят, что это за люди православные, постоянно бьют поклоны, постоянно каются и все равно говорят, что грешные, грешные. А вот в чем, оказывается, дело: мало веры, даже совершенной веры, надо, чтобы эта вера была основана на любви к Богу и к ближнему. А как понять, основана ли моя вера на любви к Богу и к ближнему? Для этого надо понять, что такое любовь и какие проявления любви в этой жизни я имею в себе. Опять апостол Павел поясняет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». (1Кор.13:4—8)

Это означает, что наша вера в Иисуса Христа является спасительной только, если она сопряжена с тем, что двигателем всех наших поступков является любовь, когда мы милосердствуем, когда мы не завидуем, не превозносимся над другими, не ищем своего, ущемляя другого, когда терпим и когда от этой любви не отпадаем даже тогда, когда наш ближний, возможно, становится нам врагом. Вот почему мы, православные христиане, молимся за всех православных христиан, за всю богохранимую страну нашу, и всех властех и воинствах ея, какими бы они не были в нашем понимании, человеческом, земном, за всех мы молимся, потому что мы Христовы. Как Христос возлюбил мир, отдав Сына Своего в жертву за человечество, так и мы жертвуем частичку своей любви через молитву за этих людей, и за весь мир. Вот это и называется исполнением главного закона любви, и в этот момент, когда человек вот так поступает, тогда только он может сказать: наконец-то я стал христианином. И только с этого начинается христианство, потому что вера без дел мертва, говорит апостол Иаков.

А дела можно творить только по любви, потому что если ты дарил от избытка твоего, то это только ради самоуспокоения и похвалы, а если ты даешь последнее (помните как нищая женщина положила в церковную кружку последние две лепты (это самые маленькие монетки, на которые можно было лишь раз поесть), и, увидев это, Иисус Христос сказал: истинно говорю вам, что эта женщина бросила больше всех, потому что они от избытка дали, а она отдала последнее от любви к Богу. Вот так же и здесь: если мы делаем добрые дела и ждем что-то в ответ, это, может быть, только начало нашей добродетели, но это не есть дела, достойные любви. Если мы делаем добрые дела и ждем, чтобы нас хвалили, то чем мы отличаемся от язычников, от неверующих людей, они тоже так поступали. Так приумножим же любовь в сердце своем, дорогие братья и сестры, всей своей жизнью во спасение самих себя и вокруг нас живущих людей.

Святые князья Петр и Феврония – пример истинной любви

Сегодня также мы празднуем память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, которые показали всем нам пример настоящей любви.  Почему святая церковь чтит их? Князь Петр заболел, и никто не мог исцелить его, и тогда он увидел во сне, что его исцеление может прийти от девы Февронии. И он нашел ее, и когда она исцелила его, он взял ее себе в жены.

Он был мужем одной жены всю свою жизнь, очень любил ее, и их брак был примером для многих. Но бояре упрекали князя за то, что он женился на простолюдинке, и изгнали его. И он ушел с престола, чтобы сохранить свою любовь, свою семью, христианский брак. И когда начались смутные события в Муроме, то бояре вернули на престол князя Петра вместе с княгиней Февронией, и прожили благоверные супруги много лет, и умерли в один день, в конце жизни приняв монашество, и даже были похоронены в одном гробе, и по сей день можно поклониться их мощам в Муроме, почивающим в одном гробе. И многие люди ставят их жизнь себе в пример  и стараются подражать князю, который не пожалел ни власти, ни богатства, чтобы сохранить  христианский брак.

И мы сегодня молились, чтобы Бог дал крепость наших семей, чтобы помог сохранить свою семью в благочестии, чистоте, любви друг ко другу, в любви, которая проявляется не просто в каком-то притяжении телесном, в чувствах или эмоциях, а которая проявляется в терпении, кротости, милосердии, по слову апостола Павла. И молились также, чтобы Бог по молитвам святых князей Петра и Февронии дал и всем нам, семейным людям, силы, чтобы наша семья была не просто обычной семьей, а была малой христианской церковью. Аминь.