Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии православные христиане празднуют 28 августа. Но ведь успение – означает по сути смерть, так почему же это праздник?
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса Христа осталась в этой земной жизни на попечении апостола Иоанна Богослова. Когда во времена царя Ирода начались гонения на христиан, Богородица и Иоанн ушли в Эфес. Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к Себе. Во время одной из таких молитв ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь заберет Ее.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые находились тогда в разных странах с проповедью христианской веры. Однако это желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Богородицы, на котором она молилась, ожидая своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать ее душу. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех, почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы апостолы отнесли в Гефсиманию и там захоронили в пещере, вход которой завалили камнем. В православной церкви существует традиция совершения чина погребения во время богослужения на Успение. Перед великим славословием отворяются Царские врата, и священнослужители выходят на середину храма к плащанице (символизирующей тело Богородицы, закрытое погребальной тканью — плащаницей), положенной на символическую гробницу. После великого славословия священники поднимают плащаницу над головой и торжественно обносят ее вокруг храма, совершая крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и звучит трезвон. По окончании крестного хода плащаницу кладут на середину храма, и вплоть до отдания праздника Успения верующие прикладываются к ней с благоговением.
Кстати, в нашем Преображенском храме г. Харькова икона в виде Плащаницы Пресвятой Богородицы, положенной как бы на символическом надгробии, появилась только в этом году в конце августа. Она выполнена в сине-голубых тонах, ведь это главный цвет праздника Успения, присущий для облачений священнослужителей и риз убранства храма на праздники Богородицы.
Плащаницы с изображением Богородицы возникли позже, чем плащаницы Иисуса Христа. Сохранилась шитая пелена 15-го века с изображением Успения Божией Матери из Кирилло-Белозерского монастыря, которая подвешивалась к чтимой иконе Успения в местном ряду иконостаса. Однако массовое появление Богородичных плащаниц относится лишь к 19-му веку.
Песнопения праздника носят радостный характер, подчеркивая подлинное ликование победы над смертью. Хотя проходя крестным ходом на вечерней службе Успения, невольно начинаешь чувствовать себя участником той самой похоронной процессии, которая шла около двух тысяч лет назад. Погребальное шествие было столь торжественным и многолюдным, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники процессии помешать не смогли: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были словно ограждены невидимой стеной.
Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр (специальный похоронный помост) с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены какой-то неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру и руки его вернулись на место.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры. Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.
После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел попрощаться с Богородицей, что апостолы позволили открыть вход в гробницу, чтобы он мог поклониться святым останкам. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» – повествует святитель Димитрий Ростовский.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.
Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
Впрочем, для любого человека, уходящего из этой земной жизни, смерть является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом. Каждый человек надеется на обретение счастья, ждет его, в течение всей своей жизни рвемся к некой полноте жизни, доставляющей непрестанную радость. Однако понимает это человек или нет, но вот это подсознательное упование на лучшую жизнь и является доказательством существования Царства Небесного, ведь эту полноту жизни мы можем найти только в Боге. И знавшие это, святые и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни…
Мы не напрасно говорим также о том, что успение, как говорит апостол Павел, есть временный сон нашей плоти до дня воскресения. И празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви, что Она уже и плотью воскресла и вошла в ту жизнь, которая нам откроется в конце времен. Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…
На иконе Успения Пресвятой Богородицы мы видим Христа, Который держит на руках младенца в пеленах — душу Матери Божией. При этом тело Пресвятой Богородицы находится на смертном одре, а рядом пребывают апостолы.
Эта встреча со Христом в смертный час становится и нашим уделом. Если Матерь Божья переходит границы смерти, телесно также совоскресая, и входит в Царствие Божье (о чем поет Церковь в молитвах Успения), то мы ожидаем своего воскресения в час Суда и Всеобщего воскресения. Но душа наша точно так же, перейдя границу времени в час смертный, встречает Христа, а Христос встречает нас.
Фото Екатерины Перепеченко, Михаила Лисицы, Дениса Азарова