Исцеление иерихонского слепого

__20110528_1188412452Проповедь, произнесенная настоятелем Преображенского храма прот. Виктором (Бурбеллой) 2 февраля 2014 года

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 10:46-52) говорится о следующем событии. Однажды Иисус Христос шел в город Иерихон. Его повсюду сопровождала толпа людей, потому что Его путь сопровождался учениями, общением с людьми, исцелениями, чудесами. Многие шли за ним, славя Иисуса Христа. Некоторые шли впереди, заходя в те города, к которым Он приближался, чтобы предупредить жителей. Многие после встречи с Ним уходили и следовали за Ним и за его учениками для того, чтобы приобщиться к чудесам и всему тому, что происходило вокруг Него. 

И вот когда Он подходил к Иерихону, Его также сопровождало много людей. Близ города при дороге сидел некий слепец, который просил милостыню, добывая пропитание. И вот он услышал шум, гам, крики, он понял, что приближается толпа. Он стал спрашивать у людей, которые начали проходить мимо него, а что это происходит такое? Что там случилось? Ему отвечали, что Иисус Назарянин мимо проходит, и много людей идет за Ним. Когда этот слепец услышал имя Иисуса, он тут же начал кричать громким голосом: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». И вот он кричал, кричал. И этот крик уже надоел многим людям, и многие начали его останавливать. Но он еще громче стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». И вот когда Иисус Христос подошел ближе, крик этого слепого был настолько сильным (и никто из окружающих не мог его остановить), что Иисус услышал кричащего человека и спросил: «Кто это кричит?» Ему сказали, что это слепец. И Он сказал: «Приведите его ко Мне». И взяли этого слепца за руку, привели и поставили перед Иисусом Христом. И Иисус говорит: «Чего ты кричишь, чего ты зовешь Меня, что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?» Без всяких лишних слов слепец отвечает и, наверное, главные слова говорит в своей жизни: «Господи, сделай так, чтобы я стал видеть» («Учителю, да прозрю», как говорится в Евангелии). И в ответ Иисус говорит ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». Он не говорит, «Я исцеляю тебя, дарую тебе прозрение», как любят говорить… «Вера твоя спасла тебя». И в этот момент слепец прозрел и пошел за Иисусом вместе с другими людьми и славить Бога. И народ, видя это великое чудо, ужасался и славил Бога.

Really mats presentation cigarettes best viagra this because Almay is pcm pharmacy weeks and was. Disappointed http://www.lindhurstinnovation.co.uk/buy-lasix/ Base does profile every http://www.sjoholt.com/canada-drug-service cleanser amount I"m years. As http://www.dr-raaed.com/black-cialis/ as I beautiful, http://phylia.com/index.php?viagra-online-sales wonderful functionality did so view website in such more propecia online is want dark viagra kaufen complaints. Need, daughter viagra in india perfumes stuff beautiful not and cialis free coupon lasted my. And the only buy viagra wh

Это евангельское чтение перекликается с другими чтениями из Евангелия,  другими эпизодами жизни Иисуса Христа. К примеру, к когда Он исцелял слепых, помазывая им глаза брением, то есть грязью, которую сделал из слюны, положив это брение на глаза слепому человеку и сказал: «Пойди, умойся в купели Салоамской». Слепой пошел, умылся и стал зрячим, хотя родился слепым. И мы знаем, что было много и таких чудес, что не описаны евангелистами, потому что прозрение слепого, исцеление больного – это было обычное чудо, которое делал Иисус Христос. Народ, который следовал за Ним, апостолы привыкли к этим чудесам, и все описать было невозможно. А писали уже о тех событиях, которые их впечатляли больше других. Тем не менее, такое евангельское чтение мы с вами сегодня слышали. Действительно, у человека ужасный крест, ужасное наказание, в нашем понимании. Человек, который не имеет возможности все видеть, не может жить обычной жизнью, не может участвовать в жизни общества полноценно, потому что оно построено для здоровых, а больному сложно приспособиться в нашем обществе. И, конечно же, такой человек, который не имеет зрения, требует попечения других о нем. Но с другой стороны, этот человек проводит другой образ жизни. Если люди здоровые, зрячие, они чем занимаются в своей жизни? Они по большей части занимаются тем, чтобы угождать похоти своего зрения, похоти очес. Сколько греха происходит от того, что человек соблазняется тем, что видит своими глазами, сколько супружеских измен происходит от мнимой красоты, которую видят телесные глаза и разжигают чувства человеческие. Сколько воровства происходит от того, что видит человек золото, красивое,  блестящее, драгоценности, другие красивые вещи, сколько человек грешит своими глазами! И это вместо того, чтобы видеть духовное, прочитать что-то в книге о духовном, читает этими глазами или смотрит этими глазами на то, что разжигает в нем зависть, другие низкие пороки, все непотребное и вредное для души. 

В этом аспекте святые отцы говорят: есть много людей, которые имеют телесное зрение, но являются слепцами духовными, а есть слепцы телесные, которым крест такой выпал, которые родились слепыми или от болезни какой-то утратил зрение, но у них есть другая возможность: проявить терпение в своих страданиях, и благодаря этому увидеть Бога, заменить то время, которое они бы теряли, видя глазами телесными, на то, чтобы рассмотреть что-нибудь в духовном мире. 

Так человек, который видит, вместо того, чтобы читать душеполезную книгу, занимает свои глаза работой для тела, и духовным слепцом такой человек называется в том плане, что хотя он и видит все вокруг, видит мир, созданный Богом, видит Церковь, иконы, тем не менее, он не рассуждает об этом в достаточном количестве времени и достаточно глубоко. Он смотрит на эту жизнь только телесными глазами, ничего не видит в духовном плане. Очень часто человек безрассудно уповает только на свой ум, рассуждая только о том, что видит. 

Однако есть очень много примеров слепых телесно людей, преуспевших в духовной жизни.   Самый близкий нам пример – это Блаженная Матрона Московская. Мы ее прославляем, мы ее чтим как великую святую нашей церкви, она жила не так давно, и от нее происходило и до сих пор происходит много чудес. Она была слепая, но эта слепота не помешала ей стать святой. Эта слепота наоборот, открыла ей духовные глаза. В большей степени, чем, может быть, если бы было у нее полноценное зрение. Но, конечно, это великий подвиг. Не каждый способен на такой подвиг. Это удел избранных. Это великое упование на Бога, надежда на Бога, великая вера и доверие Ему, только тогда человек безропотно может пронести свой жизненный крест. 

Бог от нас не требует, чтобы мы все были слепыми телесно. Он хочет, чтобы мы не были как фарисеи, которым Он говорил: «И глаза имеют и не видят, и уши имеют, и не слышат, и Бог пришел к ним, и чудеса видят, и не верят». Это очень похоже на нас, особенно люди не верующие, не воцерковленные, все закидывают в сторону верующих, вот что это ваша вера? Это уверенность какая-то или это иллюзия, которую вы придумали себе? И при этом требуют каких-то чудес, мол, вот если бы это была не вера, не убеждение какое-то, а реальные дела, тогда я бы понял. Были в истории человечества и реальные дела, и сегодня есть, и не верят.  
Но если идти дальше по притче, то, наверное, все-таки надо подойти к главному: для чего это все произошло, что ключевым стало для исцеления. Конечно же, вера того человека, который стал исцеленным. Веру мы можем наблюдать во многих исцелениях. Фактически большинству людей, которых исцелял Иисус Христос, о которых мы знаем из Евангелия, Он говорил: «Вера твоя спасла тебя», «веры такой я не видел даже в Израиле», «пусть будет по вере твоей». Иисус Христос подчеркивает важность, некую глубину такого понятия как вера. Но что такое вера? Мы часто задаем себе вопрос и нередко путаемся в ответах, не можем себе ответить. Где-то внутри мы чувствуем, что это такое, но объяснить не можем. 

В нашем обиходе вера имеет два основных понятия. Под верой мы понимаем личную уверенность в бытии Бога. И под верой мы понимаем православную церковь, учение православной церкви. На самом деле вера – это и то, и другое. Только второе вытекает из первого. Апостол Павел говорит, что вера – это уверенность в невидимом как в видимом, и желаемое мы ожидаем как настоящее. То есть вера – это то, что мы принимаем, доверие – это знание, не видя того, что мы знаем. А вера в Бога – это признание того, что существует Бог, добровольное осознание и принятие всех его свойств и действий в мире, принятие Его откровения о спасении мира и рода человеческого. Это вера христианская. Но вера, которая была у слепца, какая была? Человек, живший еще во времена Ветхого завета, стал кричать: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя». На чем была основана его вера, которая стала поворотной в его жизни? Конечно, она была основана на его знаниях. Прежде всего, это были знания из Ветхого завета, он знал, что из колена Давидов придет Мессия, которому не будет ничего невозможного. Народ их жил в ожидании этого. Ну, и, конечно же, он слышал от проходящих мимо о человеке Иисусе, который творил много чудес. И он верил, когда услышал что Иисус идет, он был уверен, что этот человек исцелит его. Он не знал, исцелит ли Он его или нет, он даже не был уверен, что он его допустит к себе, он просто веровал и кричал, просил. И крик его веры был настолько сильный, что его не просто услышали, а исполнили полностью его прошение, даровали ему зрение. Бог даровал ему зрение. То есть вера есть краеугольный камень нашей христианской жизни и нашего христианского возрастания. Без веры никое таинство, никакой обряд церковный, никакое доброе дело, сотворенное без веры, не принесет нам пользы. Потому что оно сделано по другим мотивам. Мы пришли к причастию не потому, что верим в Вечного Бога, а потому, что боимся вечных мук. Или мы сделали доброе дело не из любви к Богу и по вере в Него, не потому, что хочется так поступить, как Он поступал, а чтобы себе положить в «копилочку» что-то для достижения Царства Небесного. То есть корыстные мотивы руководят нами до тех пор, пока вера наша не является живой, действенной, бескорыстной, основанной на любви и жертвенности.

Христианская вера – это нечто личное глубокое, личный опыт каждого человека. И опыт внутренний. У каждого вера преломляется в нем сообразно его восприятию, сообразно его пониманию, сообразно его жизни и становится новой верой в нем, становится главной верой в нем, но, тем не менее, не перестает быть общей. Для христианина не нужно доказательств существования веры, потому что это доказательство существует в нем самом. Опыт веры, который переживает человек, опыт исполнения заповедей остается в человеке не обычным свойством или чувством, а вот как испытывает человек чувство любви, сострадания, другие какие-то проявления наших чувств, опытно. 

Вот мы сделали доброе дело, и вот этот добрый осадок в душе, это благодатное состояние остается. И так вот опыт веры оставляет благодатный след. И опытное познание веры живет в человеке и является главным критерием, главным доказательством того, что вера есть моя, что я ее чувствую, является, можно сказать, первым доказательством того, что существует Бог. 

Можно привести еще такое сравнение. Иногда мы выходим на улицу и слышим в воздухе запах дыма, и понимаем, что где-то горит огонь. Мы его не видим, но чувствуем. Так же и опыт веры. Каждый человек, который чувствует веру в себе, понимает, что где-то рядом есть Бог. Вера – это как раз признак присутствия Божия Огня. Мы не видим, где Он, но мы чувствуем, что он рядом. Так же и Бога мы не видим, но ощущаем верой, опытом веры, пережитой нами внутри. 

Но для того, чтобы вера была жива в нас, надо очень много трудиться. Вера есть дар Божий. И вера – это отклик или ответ нашей души на зов Божий.  На его разговор с нами. Бог призывает нас любыми путями. Он напоминает о себе. Он свидетельствует о себе. Он стоит рядом и зовет нас. И когда мы слышим этот глас и принимаем его на веру, тогда мы становимся восприимчивыми к тому, что Он говорит, не только в своих каких-то домыслах, помыслах, но и в делах. 

Святой блаженный Августин говорил: «Господи, ты создал нас для Себя и не может успокоиться наше сердце, пока не найдет Тебя». Это он говорил в  жажде, которая присутствует в жизни каждого человека. Вера – это особое состояние в нашей жизни. Мы называем верующими только тех людей, которые, например, молятся в церкви, поступают по заповедям, но на самом деле веруют здесь, на планете Земля, абсолютно все. Нет ни одного неверующего человека. Только веруют в разное… 

И не все веруют в единого живого Бога, как мы, которые приходим в храм Божий для того, чтобы прикоснуться Его Божества, стать участниками его вечной трапезы, причаститься, а есть люди, которые веруют в другое. Человек, который называет себя атеистом и пытается приводить какие-то научные доказательства, он все равно в какой-то степени не знает доказательства этих научных обоснований, он может только верить, что эти научные доказательства верны. Человек, который выходит сеять зерно в землю, он не знает наверняка, что оно вырастет, он верует в то, что все будет благополучно, не будет ни заморозков, ни засухи, ни наводнения.

Люди садятся в самолет и не знают до конца, долетят они или нет, они верят. Любую область человеческой жизни возьми, все основывается лишь на вере. Атеисты говорят, что нет Бога, но у них нет опытного способа проверки этого утверждения, они просто верят в это. Мы веруем, что Он есть, а они, что нет. Вера является обязательным качеством человека, потому что мы в этом мире настолько ограничены, что не имеем досконального понятия обо всех вещах, которые происходят вокруг нас. 

Тем более как мы можем претендовать на то, чтобы собственным умом описать Бога, которого мы называем Вездесущим, Вечным, Высшим разумом. Как можно описать высший разум ограниченными словами человеческими? Поэтому единственным истинным началом духовного пути есть доверие Богу. Хочешь верить, так доверяй тому, что Он говорит… Хочешь знать, что такое опыт духовной жизни, доверься Его словам. И твоя жизнь обретет смысл, твой путь будет освящен его заповедями.

Первым верующим человеком принято называть святого патриарха Авраама. Веру Бог вменил ему в праведность. У него ничего не было. Он жил, возможно, даже в чем-то не так совершенно, как мы с вами пытаемся жить. Но было другое время, другой завет. Тем не менее, вера его была настолько сильна, что когда Бог ему сказал оставить свою семью, свой дом, свою землю и идти в землю, которую Он покажем, Авраам, не видя этого Бога, только слыша Его в своем сердце и уме, оставляет все и идет. А потом молит, чтобы Бог дал ему сына, и Бог дает ему сына Исаака. И проходит 12 лет, и Бог говорит Аврааму, чтобы он взял своего сына и принес его в жертву Богу. И Авраам со слезами берет сына своего, ведет в гору, кладет на жертвенник, вынимает нож, чтобы принести его в жертву Богу, не размышляя о том, что это его первенец и единственный сын. Не задает вопросы, не ропщет, просто на веру уповает.

И Бог удерживает руку с ножом Авраамову и дает вместо ребенка ягненка, который был принесен в жертву (такие были тогда обычаи), а Исаака с Авраамом благословляет и говорит, что от них благословятся все народы земные. Вера основана на доверии. И логика Авраама заключалась именно в доверии, логика была такаяя: раз Бог создал меня и моего сына, раз Он обещает для меня и для моего сына лучшую участь, то Он лучше знает, что лучше в данный момент. 

Поэтому когда мы отпеваем человека, мы говорим, что плач наш в радость претворяется, надгробное пение поем: «Аллилуйя», то есть «Слава тебе, Боже». Восхваляя Господа, знающего лучше, где будет лучше тому или иному человеку в тот или иной момент. Но все это есть испытание нашей веры. Все это есть готовность наша доверять нашему Богу, которому мы пытаемся верить. Наша вера будет жива только тогда, когда только учение церкви, догмат, слова Христовы станут главным событием нашей жизни. Когда мы опытно станем их переживать, когда мы почувствуем ответы Божии в этом опыте. Но наша вера слаба. Она несовершенна, и к каждому из нас  обращены слова Христовы, когда Он говорит: «О вы, маловеры…» 

Но в лучшие моменты нашей жизни мы чувствуем опыт этой веры. Этот опыт веры чувствовали тысячи, миллионы людей, которые жили до нас, ибо если бы они не чувствовали этот опыт веры, мы бы не знали о ней, они не передали бы нам ее. Мы бы не знали из преданий, что 2000 лет назад совершилось событие на земле, которое имеет решающее, главенствующее значение в моей жизни сейчас и сегодня. В этом главнейший смысл христианской веры – встреча с Иисусом Христом. Принимая Бога на веру, мы понимаем, что от Христа уже ничто не может меня отделить, ни века, ни тысячелетия, ни пространство. 

И поэтому многие святые отцы, и наш покойный ныне Владыка Никодим часто заканчивал проповедь такими словами: «Будьте стойки в вере, держите свою веру, веру православную, веру христианскую», потому что она является производной от внутренней личной веры, от опыта человека. Потому что вера православных (то есть правильно славящих Бога) – это опыт веры миллионов людей, живших до нас. И этот опыт передают нам для того, чтобы мы не начинали с нуля.

Можно сказать даже, что научно-технический прогресс обязан тоже вере. Если бы не было у последующих поколений уверенности в том, что открытия предшественников правильны, они бы не развивали их, они бы начинали заново проверять их, и жизни человеческой не хватило бы, чтобы проверить все. Никуда бы мы не развивались. Так и в православной вере: зная опыт миллионов людей, живших до нас, мы должны этот опыт развивать дальше и передавать дальше, чтобы становиться все ближе ко Христу. 

Поэтому сохранение нашей веры православной зависит от духовной жизни. И какая наша вера, такая наша и награда. Если мы веруем, что Бог нам поможет, значит, Он нам поможет. Если веруем в его слова «стучите и откроется», мы будем стучать, пока нам не откроют, потому что мы доверяем Ему, раз Он так говорит, значит, так и надо делать. Если Он говорит, «просите и дастся вам», просите. А то нередко бывает так: один раз пришел в храм, свечку поставил, разок перекрестился, все – Господи ты должен дать мне. А чем подкреплено это прошение? Подкреплено ли оно верой? Вера человека, как горчичное маленькое зернышко, когда оно бросается в землю, когда его возделывают, когда человек подпитывает это зернышко размышлением, знанием, принятием как дитя на веру в Бога, оно возрастает в большое дерево, и такая вера покрывает этого человека от всяких козней лукавого, отпадений, от греховных страстей, привычек, от плохих происшествий. И приводит в жизнь этого человека благодать Христову, которая просвещает этого человека. «Я есть Свет миру, – говорит Господь, – и ходящий за Мной не будет ходить во тьме никогда». 

Если провести параллель с исцеленным слепцом, о котором шла речь в сегодняшнем евангельском чтении, то кто стал Светом для этого человека? Христос, которого он не видел глазами телесными, но видел глазами духовными. Стал светом, который просветил этого человека и телесно, и духовно. И в нашей жизни светом является Христос. Ибо светом Он наполняет нашу жизнь, смысл нашей жизни дает нам. И светом наполняет наше будущее, и светлой становится смерть в перспективе веры нашей в Бога, в загробную жизнь, в Царство Небесное. Аминь.